WAP-порталы возродят рынок мобильного контента

Контент-провайдеры в третий раз собрались в Петербурге на конференцию, посвященную допуслугам сотовой связи. Традиционные картинки и мелодии им продавать все сложнее, на "лохотроны" люди уже не реагируют, поэтому ставку делают на WAP-порталы.

<b>Представители компаний</b>, работающих на рынке мобильного контента, собрались сегодня в музее связи на третью международную конференцию Mobile VAS Conference. В своих докладах они были солидарны в одном – надо срочно развивать WAP.
<b>До 2006 года </b>операторы развивали WAP-порталы по остаточному принципу, считает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров. Всех участников рынка вполне устраивали традиционные варианты продажи мобильного контента – при помощи отправки SMS на короткие номера и звонков на голосовые порталы.
<b>Год назад </b>спрос на картинки и мелодии стал уменьшаться, продажи у всех игроков сократились от 30% до 2–3 раз. Причин, по мнению Кирилла Петрова, несколько. Это и недоверие пользователей из-за низкого процента удачных закачек (чуть больше 50%), и сложность настройки телефона, и дороговизна трафика, и возросшие требования к контенту. Скажем, если человек хочет закачать мелодию, то ему нужен уже реалтон в формате mp3, а покупать его у контент-провайдера – самый дорогой и неудобный способ.
<b>Вместо "отправь SMS"</b> рынок тут же заполонили голосовые сервисы. Пользователю предлагали позвонить по короткому номеру, прослушать мелодии и получить их на мобильник "совершенно бесплатно" – при этом, понятно, оплачивался сам звонок из расчета 40–50 центов за минуту. Пик этого сегмента (его принято называть IVR-услугами, Interactive Voice Response) пришелся на декабрь 2005 года, однако затем люди поняли, что "бесплатный" контент по звонку получается еще дороже, и спрос стал резко падать.
<b>Началом конца IVR </b>стал май 2006 года, когда на телеканале ТНТ появилась игра "Деньги на проводе", идея которой быстро разошлась по рынку. Суть этого, по мнению Кирилла Петрова, "лохотрона", заключается в следующем: ведущий задает простой вопрос, а тот, кто дозвонится на специальный номер и правильно ответит, получит неплохой денежный приз. И вот тянутся минуты эфира, но почему-то никто не спешит отвечать. Ведущий постоянно подстегивает: "Неужели никто не знает ответа, ну позвоните же..." На самом деле на указанный номер обрушивается шквал звонков, но все звонящие попадают не в эфир, а на автоответчик, который сообщает о том, что "сегодня вам не повезло" – разумеется, деньги при этом исправно снимаются со счета абонента.
<b>Будущее – за WAP</b><b>-порталами</b> с тарификацией по факту загрузки, считает Кирилл Петров. По его данным, услугами WAP в России пользуются сегодня 16 млн абонентов. Председатель совета директоров аналитической компании Comnews Research Оксана Панкратова уточняет, что 16 млн – это число номинальных пользователей GPRS. Активных из них 8 млн, а 87% этого числа пользуются WAP – таким образом, в мобильный интернет с телефона выходят регулярно 7% общего числа пользователей мобильной связи.
<b>Популярность WAP </b>выросла благодаря внедренным операторами системам автоматической настройки телефонов, проводимым ими программам обучения абонентов, рекламе WAP-ресурсов и внедрению тарификации по факту загрузки. Однако на сегодняшний день, по мнению Оксаны Панкратовой, в WAP доминирует торговая модель получения прибыли – деньги зарабатываются на непосредственной продаже контента, в то время как гораздо перспективнее рекламная модель – контент будет бесплатным, а деньги принесет размещение рекламы.
<b>Сегодня объем рынка </b>рекламы на WAP-сайтах близок к нулю. Между тем, по мнению Кирилла Петрова, эта реклама на самом деле очень эффективна – так, CTR (количество кликнувших из числа увидевших) баннеров здесь составляет 3–5% (в "большом" интернете десятые доли процента считаются хорошим показателем). Сегодня объем рынка контент-услуг составляет, по данным Comnews Research, $450 млн, однако к 2010 году благодаря развитию WAP он может вырасти до $1 млрд.