11:0010 ноября 200611:00
3просмотров
11:0010 ноября 2006
По жалобе Правительства Москвы Конституционный суд разбирается с Федеральным казначейством, которое уже одиннадцать месяцев обслуживает бюджеты субъектов Федерации.
<b>Причина конфликта</b> – некоторые части статьи 215.1 Бюджетного кодекса. По ним год назад Федеральное казначейство получило полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней.
<b>Власти Москвы считают</b>, что эти нормы ограничивают права субъектов РФ самостоятельно исполнять свои бюджеты. В том числе муниципалитеты никак не могут влиять на Федеральное казначейство: оптимизировать процесс исполнения бюджетов, наказывать работников, допускающих ошибки. «Казначейство, проводя и учитывая операции по кассовым поступлениям бюджетов, фактически ограничивает «дееспособность» субъектов. Заявители против того, чтобы у субъектов РФ изъяли право создавать свои казначейства», -<b> </b>пояснил претензии судья-докладчик по делу Юрий Данилов.
<b>По Конституции бюджет </b>и собственность городов не относится к ведению Федерации или даже совместному управлению с нею. К тому же два года назад Конституционный суд (КС) отнес «право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс» к предметам исключительного ведения субъектов страны.
<b>Федеральное казначейство превращается</b> в дополнительное звено в цепи прохождения платежных документов, по мнению адвоката стороны заявителя Петра Баренбойма. А это влияет на сроки прохождения платёжек. В качестве аргумента суду была представлена переписка о передаче полномочий между мэрией и ФК. Соглашение на 2006 год удалось заключить лишь 29 декабря 2005 года: по нему собственные деньги Москвы (более 90% всего бюджета столицы) обслуживает городское казначейство, а субвенции из федерального бюджета - казначейство. В итоге средства для федеральных льготников приходили с опозданием.
<b>«Казначейство обязано</b> вести учет поступлений в бюджет и расходов из него», - считает представитель президента в КС Михаил Кротов: То есть имеет возможность контролировать весь бюджетный процесс.
<b>Это реформа</b> бюджетных взаимоотношений, а никакое преобразование не проходит безболезненно, считает представитель Госдумы Елена Мизулина, участвовавшая в судебном заседании. Она напомнила, как после дефолта 1998 года некоторые субъекты РФ потеряли свои бюджеты: «отменять принятые нормы нельзя, существующий порядок позволяет обеспечивать единство бюджетной, финансовой системы и позволяет государству реализовать социальные обязательства».
<b>«На сегодняшнем этапе </b>развития финансовой системы страны вопрос перехода на обслуживание кассовых счетов своевременен, - сказала руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. - Эта мера разграничения полномочий обеспечивает сохранность увеличивающихся средств муниципальных образований. Все деньги находятся на счетах и готовы к выплате».
<b>Муниципалитеты сейчас, напротив, заинтересованы </b>в сотрудничестве с казначейством, и рассматривают его как независимую внешнюю силу по сравнению с местными органами власти, считает Нестеренко. В противном случае, опасается она, муниципальные образования будут вынуждены открывать счета в коммерческих банках.
<b>Согласятся ли с позицией</b> московских властей судьи, станет известно лишь через 2-3 недели.