Елена Косоновская взяла козла за крутые рога

Коллекция притягивает и раскрепощает ИЗРАИЛЬ.

"Кругом одни козлы!" - именно эта фраза приходит на ум, когда попадаешь в гости к Елене Косоновской, издательнице из Иерусалима.
Вот уже несколько лет она собирает коллекцию козлов - фигурки, игрушки, картинки, экслибрисы и прочее. "С чего, собственно, к нормальной интеллигентной женщине, привыкшей выражаться культурно и округло, с чего прицепилось ко мне слово "козел" - сказать не берусь, - смеется Елена Косоновская. - Но как-то же негативное отношение к обстоятельствам выражать надо, а матом я не умею, вернее, умею, но не уважаю, не мой стиль. И вот однажды иду я по иерусалимской улочке имени польского президента Масарика и поскольку тротуары там узенькие, как шнурок, аккуратненько двигаюсь по краешку шоссе. Вдруг из-за угла на скорости прямо на меня вываливается пожарно-красный "Опель". Я, естественно, резвой ланью вскакиваю на тротуар и выражаю свое негодование: "У-у, каз-зел!". Водитель припарковывается и на иврите возмущенно восклицает, добавляя услышанное от меня слово: "Кто казоль? Я казоль? Ты казоль!". Я, уже чуть оправившись, пытаюсь отшутиться: "Я не могу быть козел, я женщина. Козел это мужчина, месье, так сказать!". А он ехидно: "А как зовут мадам Козел?". После этого эпизода слово "козел" стало у меня любимым".
Кулам козлим
"Как-то раз водитель автобуса спросил меня: "Что я могу сказать вот этому русскому, который каждый раз так ставит машину, что мне мешает выехать? Что-то обидное, но не проклятие?". Я: "Скажи: каз-зел!". Он: "А во множественном числе?". Я (внятно): "Коз-лы". Он: "Козлим?" (-им - стандартное окончание мн. ч. мужского рода: психим, идиотим и т.п.). Я: "Ну примерно!". Проходит 2-3 месяца, в городе этот шофер высовывается из окна и кричит мне на тротуар: "Привет, Элена! Кулам (все) козлим!" - вспоминает Елена Косоновская. Мои друзья, услышав эту байку, тут же ввели в свой обиход выражение "кулам козлим". А журналист Бина Смехова из поездки в Польшу привезла мне плюшевого козла, который еще и мекал. И тут я сказала: "Бинка, я буду коллекционировать козлов!". Так возникла идея коллекции.
Первый экспонат, польский козлик, получил имя Козел Казимир и занял почетное место в правом углу полки. Затем к нему прибавилась пластмассовая французская коза Тереза, израильский из чистой шерсти козел Эфраим (в честь одного автора, который издателя очень донимал), стеклянный "украинец" Кузя, болгарский козел Бисер (он вылеплен на чашке, барельеф), глиняный югославский козлик-свистулька Славик, турецкий фаянсовый Махмуд, купленный в самолете... Потихоньку стали прибиваться и прочие копытные: грузинский козлотур Гиви, московская корова Машка, немецкий единорог Брунгильда...
"Потом мне подарили талисман-хамсу с козлом, потом календарик, где под надписью "Год лошади" был нарисован козел", - продолжает Елена Косоновская. Больше всего фигурок козлов, рисунков с козлами и пр. она насобирала, конечно, в Израиле, потому что здесь живет постоянно. Но если едет в другую страну, обязательно старается купить козлика на память.
"Вот из Египта я козла не привезла. И из США тоже. Не климат им там. Так что все мои козлы - уроженцы Евразии. И живут в мире, не бодаются", - говорит собирательница козлиной коллекции.
Елена Косоновская говорит, что козлы помогают в работе: "Приходит новый автор, ему у меня еще неуютно, он весь зажат. И тут я начинаю свою коллекцию показывать, рассказывать про "кулам козлим". Человек успокаивается, раскрепощается, чувствует себя уютнее, мои козлы притягивают ко мне людей".
"Даже собственный муж, как выяснилось, оказался по гороскопу Козерогом, - смеется Елена Косоновская. - Я радостно сказала: "Я тебя коллекционирую", а муж сказал, что тогда ему нужна бирка, и я подарила ему кольцо для ключей, на котором был брелок-козлик".
Любимцем так и остался Козел Казимир. Блеять он уже разучился, старенький все-таки, но стоит на полке, а Елена из него периодически выбивает пыль. Он же и самый крупный козел-фигурка в ее коллекции. А самый маленький - это привезенный из Ужгорода хрупкий стеклянный козлик Кузя, его можно посадить в чайную ложку. Друзья Елены все время спрашивают, как там ее козлоферма, привозят из поездок фигурки, снимки, картинки с изображением козлов. Им тоже удобно: не надо думать, что привезти в качестве сувенира.
"А еще я люблю ходить в зоопарк, он от нас недалеко. Там есть так называемый уголок поглаживаний, где можно войти в павильон, покормить животных морковкой или капустой, погладить, почесать у них за ушком... Вот там живут чудесные козлята, их я навещаю, - улыбается Елена. - А на днях были на козьей ферме. Вот там козел так козел! Одни рога чего стоят. Да, от козла ни шерсти, ни молока, но он выполняет роль политбюро (от которого тоже ни шерсти, ни...): перегоняет все стадо на новое место, ведет в загон, руководит, покровительственно блеет".
Козлики позволяют своей хозяйке иногда брать тайм-аут от работы, вооружаться чистой влажной тряпочкой и приводить их в порядок. "Что-то типа психологической разгрузки, - говорит Елена Косоновская. - Особенно когда работаешь над сложным проектом".
Козлы - они и в Индии (как на снимке) козлы, и в Израиле тоже козлы. Но собирать их вместе в коллекции или в натуральном виде, как мы видим, - одно удовольствие.