09:2504 октября 200609:25
2просмотров
09:2504 октября 2006
Проект Минфина РФ о постепенном выводе из бюджета нефтяных налоговых доходов обещает России снижение инфляции. Идея разделения бюджета на две составляющие – нефтегазовую и не нефтегазовую, по мнению экспертов, выглядит вполне обоснованной.
<b>Изъятие потоков </b>"нефтяных" денег моментально превращает уютный профицит в небольшой, но дефицит. Вместе с тем цены на нефть не могут вечно оставаться на текущем уровне, и неплохо бы подстраховаться на случай их снижения.
<b>По мысли <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/89640">Минфина</a></b>, роль туза в рукаве должен сыграть нефтегазовый фонд, куда будут перечисляться все поступления от добычи и реализации нефти и газа.
<b>Задуманный</b> <b>как часть стабфонда</b>, нефтегазовый фонд станет аккумулировать средства для финансирования бюджетного дефицита в случае ухудшения мировой конъюнктуры. Другая часть стабфонда, фонд будущих поколений, ориентирована на обеспечение разного рода социальных гарантий.
<b>Впрочем, резервный фонд</b> не ограничивается ролью подушки безопасности. По заявлению Минфина он также поспособствует выполнению задач, поставленных Президентом России <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/205777">Владимиром Путиным</a> перед министром финансов <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/997545">Алексеем Кудриным</a>.
<b>Перечисление денег </b>в фонд элиминирует избыточную денежную ликвидность, выливающуюся в укрепление курса рубля и рост инфляции.
<b>Такого рода</b> стабилизирующая функция должна поддержать экономику страны на сбалансированной траектории роста.
<b>Как указывает Минфин</b> в "Методологии формирования ненефтегазового баланса бюджета России", "кроме частичного использования нефтегазовых доходов в форме трансферта расходные потребности бюджета могут также удовлетворяться за счет долгового финансирования". С этим пунктом пока не все ясно.
<b>Дабы защитить </b>нефтяные деньги от инфляции, предполагается инвестировать их в низкорискованные активы, например, гособлигации развитых стран, доходность которых составляет 4–5%. Если, столкнувшись с перспективой дефицитного бюджета, правительство будет вынуждено либо сократить свои расходы, что на фоне предвыборной кампании достаточно рискованно, либо прибегнуть к внешним заимствованиям по ставкам уже 5–6%, получится абсурд: мы сначала даем в долг, а потом сами же занимаем под более высокие проценты.
<b>Возражения </b>вовсе не экономического плана могут возникнуть и у ряда чиновников. Объявление нефтегазового фонда неприкосновенным пресекает искушение лишний раз залезть в стабфонд, что сейчас делается по сути каждые 3 месяца через внесение поправок к бюджету. От такой кормушки отказаться очень нелегко. Даже ради будущих поколений.
<b>"Разделение </b><b>федерального бюджета</b> на нефтяной и не нефтяной – не столь праздный вопрос, как может показаться. Узнать источники формирования бюджета довольно полезно и интересно с аналитической точки зрения", – считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.
<b>По его словам</b>, "при реализации могут возникнуть несколько сложностей административного характера. Такое перекладывание денег из кармана в карман не только затормозит бюджетный процесс, который и сейчас-то не отличается высокой эффективностью, но и создаст дополнительные трудности.
<b>Если изменение </b>цены отсечения позволяет достаточно четко рассчитать эффект для экономики, то передача части денег из одного фонда в другой не дает однозначного ответа на вопрос, много это или мало".