"ДП" расставил петербургские университеты по местам

"ДП" и кадровое агентство "АНКОР" на основе данных о зарплатах 5 тыс. выпускников экономических вузов и факультетов построили рейтинг лучших учебных заведений Петербурга. Оказалось, что наиболее дорогое образование, как правило, наименее прибыльно.

<b>По данным </b>компании <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/48671" target=_blank>"АНКОР"</a> удалось произвести ранжирование экономических вузов и факультетов города по средней зарплате выпускника в период от 1 до 3 лет после получения диплома. Лидером оказался экономический факультет <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/08246" target=_blank>Петербургского государственного университета</a>.
<b>Интересным открытием </b>оказалось четвертое место частного вуза – Петербургского международного института менеджмента, с годовым выпуском в 2004 году всего 36 человек.
По данным о зарплатах выпускников удалось рассчитать индекс прибыльности образования экономических факультетов и вузов, вошедших в рейтинг. Обнаружилось, что наиболее дорогое образование, как правило, наименее прибыльно.
<b>В целом доходность</b> инвестиций в экономическое образование находится на достаточно высоком уровне: прямые и непрямые (утерянный доход) расходы на обучение в каждом из вузов в выборке окупаются уже на четвертый год работы после получения диплома, а один вложенный рубль приносит в среднем увеличение дисконтированного пожизненного дохода на 2,5 рубля.
<b>Можно предположить</b>, что разница в зарплате выпускников разных вузов определяется еще несколькими факторами, кроме качества образования. Во-первых, это уровень монополизации на рынках отдельных специализаций. В таблице выше можно видеть, что по отдельным направлениям доля ежегодного выпуска трех крупнейших вузов порой достигает 70%.
<b>Если сотрудники</b>, набирающие себе персонал, при прочих равных условиях отдают предпочтение выпускникам своего вуза, то для последних вероятность найти работу по этой специальности выше. В итоге возраст и величина выпуска вуза могут создавать некоторую часть зарплаты выпускника (без связи с качеством образования).
<b>Майкл Спенс</b> из Стэнфордского университета, получивший Нобелевскую премию по экономике в 2001 году, предположил, что неспособный человек не станет вкладывать средства в обучение, потому что эта инвестиция не окупится. Таким образом, наличие высшего образования – сигнал работодателю о высоких способностях претендента, даже если при этом в университетах ничему полезному его не научили.
<b>Если эта гипотеза</b> хотя бы отчасти верна, то крупные государственные вузы с большим числом бюджетных мест и дешевыми общежитиями имеют преимущество перед остальными в привлечении талантливой молодежи. И даже если в таком вузе практически ничему не учат, его выпускники в среднем смогут хорошо себя зарекомендовать на рынке труда.
<b>По мнению ряда</b> работодателей и рекрутеров, опыт важнее престижности диплома, достаточно, чтобы последний был в наличии. И их можно понять: только реальная работа покажет, на что действительно способен выпускник. Кроме того, дополнительный год работы может увеличить производительность сотрудника в большей степени, чем дополнительный год обучения, особенно в "слабых" вузах.
<b>В итоге стартовая</b> <b>зарплата</b> после диплома может сильно различаться между вузами из-за различий в их политике посещаемости.
Например, факультет менеджмента СПбГУ в рейтинге по средней зарплате выпускника сразу после диплома находится на седьмой позиции, по зарплате через 1–3 года – уже на пятой, а через 3–5 лет – на третьей. "Это может быть связано с тем, что большинство студентов на этом факультете не работают во время учебы", – считает консультант компании "АНКОР" Анна Богина.
<b>В России принято</b> искать и давать работу родственникам, друзьям и знакомым. Поэтому зарплата работников, имевших контакт с крупным кадровым агентством, должна более корректно отражать "качество" выпускников, чем средняя зарплата по всем выпускникам вуза, включая тех, кто пошел работать директорами в фирмы своих родителей.
<b>Выбирая направление</b> экономического и бизнес-образования, стоит примерить к себе соответствующую среднюю зарплату.