Жилье сживет со свету

Спекулянтов, видимо, опять нужно сажать. Искусственно подогреваемые цены на квартиры уже за гранью добра и зла. Сколько же нужно получать в этом городе, чтобы накопить на место в панельной коробке? Средний горожанин в год зарабатывает на 2 кв. м.

Ситуация с нефтедолларами, наводнившими российскую экономику, напоминает историю умирающего от голода нищего, над которым в последний момент "смилостивилась" судьба и послала эпических размеров гамбургер. Бедняга с жадностью набросился на подачку и тут же, естественно, умер от заворота кишок. И это не камень в огород фаст-фуда. Просто желудок нищего за время голода отвык от пищи, его бы откармливать потихоньку витаминным бульончиком, а тут такой "кирпич", который и здоровый-то организм не сразу переварит!
<b>Но если заворот кишок – дело пока только перспективное</b>, то рассудок отказывается служить уже сейчас. Цена квадратного метра жилья в Петербурге вплотную приблизилась к $2 тыс. Речь идет, стоит заметить, о самом непритязательном жилье экономического класса. И это в городе, где средняя заработная плата – примерно $400. Одновременно северная столица недавно заняла двенадцатую строчку рейтинга самых дорогих городов мира, возглавляемого, кстати, Москвой. Парадокс!
<b>Конечно эксперты, чиновники и участники строительного рынка обосновывают рост </b><b>цен</b> на квартиры десятками причин. Но самая очевидная бросается в глаза – рынок недвижимости стал копилкой для нефтяных сверхдоходов. Причем вливание средств происходит как напрямую – через покупку на "лишние" деньги домов и квартир, так и опосредовано – скажем, через систему ипотечного кредитования, которая тоже стала развиваться не потому, что государство создало какие-то для этого условия, а из-за того, что часть нефтедолларов потихоньку начала "стекать" от олигархов к среднему классу.
<b>Ну как такое возможно</b> – строительный рынок растет как на дрожжах, ежегодно увеличивая количество сданных метров, страна, по заявлениям чиновников – на грани демографической катастрофы (то есть население наоборот – каждый год сокращается), а жилья при этом на всех не хватает? Опять же – специалисты и чиновники всему находят объяснения. Но факты все равно – упрямая вещь.
<b>Когда это сумасшествие кончится</b>, никто сказать не может. Слишком уж сильно переплелись многочисленные экономические законы и интересы. При этом рыночная экономика по-прежнему преподносится как универсальный и справедливый регулятор всего на свете. Это примерно как с Соединенными Штатами Америки: <br>– они должны уже всему миру;<br>– страна печатает доллары, которые чего-то стоят только до тех пор, пока все в это верят (поскольку ничем не обеспечены);<br>– нация тратит гораздо больше, чем зарабатывает. <br>А американцы все равно самые преуспевающие и богатые. Очередной парадокс рыночной экономики. При этом взамен ничего другого никто предложить не в состоянии.
<b>Что касается молодых граждан России</b>, которым по-прежнему надо где-то жить и по-прежнему где-то растить своих детей, то им, судя по всему, уже не стоит надеяться когда-либо заработать на квартиру честным способом. Ни один даже самый щедрый начальник не сможет прибавлять зарплату со скоростью, которую демонстрирует рынок жилья. На обвал цен на нефть тоже вроде рассчитывать не приходится – да, наверное, цены упадут, но и за работу платить тогда, скорее всего, вообще перестанут.