E-билет из Петербурга в Москву

Российские железнодорожники начали продавать билеты через Интернет. Пока «электронными билетами» смогут пользоваться лишь пассажиры Октябрьской железной дороги и только на участке Москва-Петербург.

«Основным преимуществом для пассажиров является возможность через Интернет самостоятельно ознакомиться с маршрутом своего пути, выбрать тип вагона и самостоятельно оформить билет», - заявил на презентации услуги, состоявшейся на Ленинградском вокзале в понедельник, вице-президент компании ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Михаил Акулов. По его словам, «для компании новая технология также дает возможность избавиться от очередей, сократить время регистрации и оформления билетов».
После оплаты билета пассажир сможет самостоятельно распечатать на принтере документ о подтверждении заказа, по которому он затем выкупит билет. С покупателя «электронного билета» РЖД будет взимать комиссию в размере 150 рублей.
Оформить «электронный билет» пока можно только на поезда некоторых маршрутов Октябрьской железной дороги, но с января 2007 года РЖД обещает внедрить эту технологию по всей сети железных дорог.
<b>Попытка №2 </b><br>Два года назад РЖД уже пыталась внедрить на Октябрьской железной дороге систему продажи «электронных билетов», которые можно было забронировать в Интернете и оплатить в кассе вокзала, но вскоре программу свернули.
«Тогда технология продажи не была до конца продумана, и это приводило к тому, что билеты или не выкупались, и поезда уходили незаполненными, или на вокзалах появлялись спекулянты», - говорит представитель департамента по связям с общественностью РЖД Наталья Гафарова. «Опыт, который мы приобрели, показал, что услуга востребована, но необходима более эффективная технология ее оказания», - рассказывает она.
<b>«Сетка» и счет в банке </b><b><br></b>Чтобы приобрести «электронный билет», пассажиру нужно иметь доступ к Интернету и банковский счет. К оплате принимаются банковские карты всех основных платежных систем. Чтобы снизить риск мошенничества, билет «привязывается» к номеру удостоверения личности, по которому пассажир получает билет и регистрируется при посадке на поезд.
При необходимости от билета можно отказаться также через Интернет, на тех же условиях, на которых сдают обычные билеты. Деньги за него спустя некоторое время вернутся на карточку.
Не самое удобное условие программы (по сравнению с традиционным способом покупки билета) - крайний срок, когда пассажир может забрать билет в специальной кассе. По словам Акулова, взять билет необходимо за час до отправления поезда.
<b>В чем отличие </b><br>Услуга «электронный билет» лишь незначительно отличается от ставшей уже привычной услуги заказа железнодорожных билетов через Интернет, представленной на рынке различными агентствами, считает обозреватель интернет-издания «Транспорт в России» Андрей Подрубаев.
При покупке «электронного билета» отличие есть только в форме оплаты: по кредитной карте в момент оформления билета, а не наличными курьеру при доставке билета.
Это удобно покупателю, который не хочет платить за доставку, говорит Подрубаев. Услуга «электронный билет» позволяет ему прийти на станцию перед отправлением поезда и забрать билет там. В случае же обычного заказа без доставки пассажиру придётся явиться в железнодорожное агентство и забрать билет в течение двух суток после оформления заказа.
Небольшим техническим отличием также стало то, что при оформлении «электронного билета» вагон и место в вагоне выбирает сам пассажир, тогда как при бронировании покупатель лишь указывает категорию места (например, «нижнее купейное») - непосредственный выбор места осуществляет оператор агентства.
Эксперт также отметил, что в странах Запада при оформлении билетов через Интернет с оплатой по кредитной карте компании-перевозчики делают пассажирам скидки, так как пассажир фактически сам выполняет роль кассира, сокращая расходы компании. У нас за самостоятельное оформление билета с пассажира взимают дополнительные сборы за бронирование и продажу, часто сравнимые со стоимостью самого билета. Популярности услуге это не прибавит.
<b>На чем сэкономит РЖД </b><b><br></b>Как пояснила заместитель начальника пресс-службы РЖД Елена Кулакова, новая технология продажи билетов позволит компании экономить на закупке, обработке и хранении билетных бланков. Также «электронный билет» позволит перевозчику сократить издержки, связанные с обслуживанием пассажиров через кассы и сотрудничеством с агентствами.
Систему продажи «электронных билетов» разработала компания «Универсальная финансовая система» (УФС), которая специализируется на создании и внедрении комплексных платежных решений для электронной коммерции. В разработке системы также принимали участие сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
После тестирования портал, через который можно купить билет, переедет с сайта разработчика (<a href="http://www.ufs-online.ru/" target=_blank>www.ufs-online.ru</a>) на сайт РЖД (<a href="http://www.rzd.ru/" target=_blank>www.rzd.ru</a>), сообщил заместитель начальника отдела маркетинга и тарифов федеральной пассажирской дирекции РЖД Владимир Каляпин. <br>Называть сумму инвестиций в разработку системы продажи билетов представитель РЖД не стал.
<b>Вытеснить - не цель </b><b><br></b>Говоря о судьбе многочисленных агентств, торгующих железнодорожными билетами через Интернет, Каляпин отметил, что для того, чтобы выжить в борьбе за клиентов, им придется усовершенствовать качество услуг.
Между тем пожелавший не называть своего имени представитель компании-разработчика высказал мнение, что новая услуга едва ли сделает РЖД конкурентом торгующих билетами агентств. «РЖД не ставит цели вытеснить эти агентства, оно просто создает новый, более удобный сервис для своих клиентов», - сказал представитель компании-разработчика.
Кроме того, отметил он, у дополнительного сервиса РЖД и агентств, занимающихся доставкой билетов, разные целевые аудитории. «Человек, который хочет купить билет и положить его в карман, в любом случае воспользуется билетной кассой или услугами таких агентств; о конкуренции тут речи не идет», - сказал представитель УФС.
По мнению консультанта международного оператора туристических услуг Business Travel International Анастасии Маркачевой, введенная РЖД система вполне может стать популярной у пассажиров. «Но пока объем заказов на этом рынке настолько велик, что этот сервис в каком-то смысле облегчит нам жизнь», - говорит представитель BTI.