09:2017 февраля 200609:20
59просмотров
09:2017 февраля 2006
Французский нефтегигант Total наращивает продажу топливного оборудования на АЗС "Петербургской топливной компании". Возможно, это тихий захват крупнейшей топливной сети Северо-Запада изнутри.
В Петербурге состоялись переговоры президента ЗАО "Петербургская топливная компания" Юрия Антонова с руководителями компании AS24, стопроцентной "дочки" крупнейшего нефтяного концерна Total. На переговоры в Петербург приехали первые лица AS24 – президент группы Жан-Марк Файо, директор по работе в Восточной Европе Бернард Ле Гофф и генеральный директор ООО "АС 24 Рускард" Томас Бенкенштейн.<br>"ПТК – наш первый и единственный партнер в России. Сегодня мы обсуждали возможность установки наших комплексов на других АЗС компании, чтобы лучше отвечать запросам наших европейских клиентов, которые проходят через Россию, – заявил президент группы AS24 Жан-Марк Файо. "Петербургская топливная компания" – крупнейший топливный оператор в регионе, который наиболее интересен для нас – это область между Москвой, Финляндией и странами Балтии". <br><br><b>Всего несколько заправок</b><br>Две фирменных АЗС ПТК в Псковской области с конца прошлого года переоборудованы автоматическими топливораздаточными колонками AS24. В скором времени на заправочных станциях ПТК появятся еще четыре-шесть комплексов AS24. По всей вероятности, это будут АЗС, расположенные в приграничных районах и на основных федеральных трассах.<br>Однако строительство нескольких заправок, даже для "крупнейшего топливного оператора в наиболее интересном регионе" – не слишком подходящий повод для встречи первых лиц...<br><br><b>Большая сеть</b><br>Десяток французских автоматических бензоколонок пока не слишком заметны на общей карте сети ПТК, которая включает в себя 120 заправочных комплексов. Из них 90 расположены в Петербурге (около 28% розничного рынка), 19 – в Ленинградской области (около 10% рынка), а также в Таллине, Тверской и Псковской областях. Сетью фирменных АЗС перекрыты трассы Санкт-Петербург – границы: с Финляндией, Латвией, Эстонией, Белоруссией, Карелией. <br>Средний суммарный объем розничных продаж составляет 1,5 млн л в сутки. Общий оборот нефтепродуктов ПТК в месяц составляет около 50 тыс. т. ПТК владеет двумя крупнейшими на Северо-Западе России нефтебазами "Ручьи" и "Красный нефтяник".<br><br><b>Бремя независимости</b><br>Розничные сети, которые не включены в состав компаний, самостоятельно добывающих и перерабатывающих нефть (вертикально интегрированные компании – ВИНК), испытывают серьезные проблемы – их постепенно выдавливают с рынка, вынуждают к продаже бизнеса. Любая независимая сеть рано или поздно сталкивается с проблемой оптовых поставок топлива на свои АЗС. Это было хорошо заметно во время прошлогоднего топливного кризиса, когда ВИНКи объявили мораторий на повышение розничных цен, не ограничивая рост оптовых. В итоге мелкие продавцы работали либо на нулевом уровне рентабельности, либо себе в убыток.<br>Поэтому даже самые крупные преуспевающие независимые от ВИНК розничные нефтетрейдеры активно вкладывают деньги в другие виды бизнеса. И постепенно готовят свои АЗС к продаже. <br>Например, <a href="http://www.dp.ru/materials/77069" target=”_blank”>компания "Фаэтон" ведет переговоры о продаже 5–7 АЗС компании "Роснефть".</a> При этом активно развивает бренд "Фаэтон-Аэро" (заправки с обслуживанием класса люкс, включенным в стоимость топлива), и вкладывает деньги в строительство и сельское хозяйство. <br><br><b>Пути отхода ПТК</b><br> <a href="http://www.dp.ru/materials/77034" target=”_blank”>Диверсификацию бизнеса активно осуществляет и ЗАО "Петербургская топливная компания".</a> ПТК предлагала себя городскому правительству на роль управляющей компании и основного инвестора на рынке оборота бытовых отходов. Наиболее удачным вложением пока выглядит организация собственной фирмы на рынке пассажирских перевозок, где аббревиатура ПТК означает "Петербургская транспортная компания". Автобусный парк стопроцентной "дочки" нефтетрейдера уже насчитывает более сотни машин. Компания вошла в число победителей городского конкурса на право осуществления маршрутных перевозок. Руководство компании заявляет о намерении увеличить число автобусов до 700–750, взять в субподрядчики компании, проигравшие конкурс, и занять 12–15% петербургского рынка пассажирских перевозок. Есть у ПТК планы по развитию аэропорта "Ржевка" и организации на его базе перелетов бизнес-класса, в основном сообщением Петербург–Москва. Компания начала развивать сети автомоек и готовит строительство бизнес-центра на месте одной из своих заправок.
Вместе с тем ПТК не снижает активности на топливном рынке. В 2006 г. крупнейшая сеть Северо-Запада планирует вырасти еще на 30 АЗС, вложив в это расширение $30 млн.
<b>Французский плацдарм </b>
Французский нефтяной гигант не только поставляет ПТК свою топливораздаточную аппаратуру. Еще в прошлом году AS24 внедрила на нескольких АЗС ПТК свою платежную систему. Она позволяет оплачивать топливо, ремонтные услуги и транспортные сборы по безналичному расчету. Таким образом заправки ПТК стали частью европейской сети из более чем 450 АЗС, оснащенных системой AS24. Пока у Total нет собственной сети АЗС в России. Можно предположить, что как только французы захотят войти на розничный рынок автомобильного топлива, оборудованные системой AS24 заправки ПТК станут наиболее удобным плацдармом для экспансии. При таком развитии событий нынешние переговоры и сотрудничество ПТК с "дочкой" Total являются подготовкой этого плацдарма. Завершиться эта подготовка может покупкой французами всей сети ПТК или ее части.