13:1214 февраля 200613:12
16просмотров
13:1214 февраля 2006
Католического святого Валентина превращают во второй после Санта Клауса всемирный бренд. Российская специфика противопоставляет западному дню потребителя женскую солидарность и защитников отечества.
"День святого Валентина – это праздник, который придумали компании, производящие поздравительные открытки, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво", – сказал герой Джима Керри в фильме "Вечное сияние страсти". К открыткам-"валентинкам" можно добавить цветы, шоколад, ювелирные украшения, мобильные телефоны, бытовую технику, посуду, книги, одежду, предметы интерьера и многое-многое другое – все то, что можно преподнести в подарок.<br><br><b>Распродажа праздника</b><br>Бизнес на несчастном полумифическом епископе первыми догадались делать, естественно, американцы, поставившие производство "валентинок" на поток еще в XIX в. Одна открытка стоила около $10 – огромные по тем временам деньги. Однако популярности новомодным любовным запискам это не убавило. Но по-настоящему "раскрутили" святого Валентина только в XX в., когда крупнейшие торговые сети осознали, что любой праздник ведет к бешеным продажам – причем с полок сметают все подряд. 14 февраля – очень удобная дата. С одной стороны, покупательские кошельки уже оправились от рождественских потрясений, с другой – в магазинах осталось достаточно нераспроданного ширпотреба все с того же Рождества.<br><br><b>"Со своим уставом"</b><br>В Россию праздник пришел вместе с западными компаниями, которые скорее по-привычке, в унисон с филиалами по всему миру, пропагандировали День влюбленных на новом для себя рынке. Вложения окупились. Сегодняшние российские студенты уже воспринимают Валентина как исконно русского святого и с готовностью перенимают готовые ритуалы и атрибутику праздника. Старшее поколение новшество не признало, отдавая дань "Дню защитника" 23 февраля и "Дню международной женской солидарности" 8 марта. Однако и молодежи хватило, чтобы в Петербурге взлетели цены на цветы, выросли продажи открыток и шоколада, увеличился "оборот" sms-сообщений, у компаний появились специальные скидки и акции, нацеленные на "влюбленных".<br><br><b>Перепутье</b><br>Тем не менее нельзя сказать, что западные и российские торговые компании агрессивно, любыми средствами насаждают новый праздник на российской почве. Им, по большому счету, не важно, к какому дню (14 или 23 февраля, 8 марта) приурочить распродажи. Лишь бы был сам повод сделать покупку.<br>Для Петербурга праздничная тема актуальна по другому поводу. "Красные дни календаря" как нельзя лучше показывают состояние экономики в стране, регионе или городе. Для индустриально развитого города, где много больших производственных предприятий любой выходной день, любая остановка конвейера – это плохо. Для города, где больше развиты торговля, сфера услуг, потребительский рынок, наоборот – хорошо. Все влюбленные в Петербург граждане могут пожелать ему не терять чувства меры. С одной стороны, хорошо, когда у людей есть повод что-то праздновать, тратить деньги, развлекаться. С другой – важно не превратиться целиком в рынок сбыта чужой продукции и не разучиться производить собственные конкурентоспособные и технологичные товары.