00:0009 сентября 200500:00
342просмотров
00:0009 сентября 2005
Тридцать шестой способ проведения уикенда
Ленобласть. Побыть разведчиком и
изучить укрепления противника можно и не уезжая за пределы страны. Правда,
собранные разведданные окажутся устаревшими лет на 65.
Основные
достопримечательности линии Маннергейма связаны с "зимней войной", но
исследовать ее лучше в бесснежное время года - не занесет ни следопыта, ни
остатки некогда устрашающих сооружений.
Назло
легендам
Советско-финская война - одна из самых мрачных страниц
российской истории. Несмотря на то что политические и территориальные конфликты
давно остались в прошлом, "эхо войны" все еще раздается на территории
Карельского перешейка. Многие из укреплений линии Маннергейма сохранились до сих
пор.
Самые интересные и хорошо сохранившиеся участки линии на выборгском
направлении - укрепузлы Суммаярви и Суммакюля. Они расположены в районе сел
Каменка и Гаврилово. Именно там в 1939 г. шли ожесточенные бои, о которых до сих
пор напоминают сохранившиеся доты и противотанковые рвы.
Одна из самых
известных легенд советско-финской войны - резиновая оболочка финских дотов. На
самом деле никакой резиной доты не обивали, знаменитая легенда родилась в
советских окопах. В этом можно убедиться воочию, внимательно изучив
сохранившиеся огневые точки. Так же очевидно, что в финских укреплениях нет и
никогда не было подземных этажей и лифтов. Легенда рассыпается в прах прямо при
входе в доты.
Под ударом
Самые ожесточенные бои принял на себя
укрепузел Суммаярви. Здесь сохранились не только огневые точки и противотанковые
рвы, но и траншеи, осколки, колючая проволока. Тут же можно увидеть самый
крупный дот линии Маннергейма - "Миллионный".
Любопытно, что сейчас
Суммаярви расположен на территории танкового полигона. Поэтому, хотя проход на
эту территорию в настоящее время возможен, в дни проведения учебных стрельб в
целях собственной безопасности посещать укрепузел не стоит.
Путь на поле
боя
Добираться до хорошо сохранившихся участков линии Маннергейма лучше
всего на автомобиле. При этом надо быть готовым к тому, что часть пути придется
пройти пешком - места боевой славы одинаково не предназначены как для войны, так
и для автопробегов.
На выборгском направлении знакомство с последними
достижениями финской военной науки образца 1939 г. лучше всего начать с села
Каменка.
От Каменки по дороге в сторону Выборга надо проехать около 6 км.
После братских могил, которые заметны по обеим сторонам дороги, покажется
заметный крест на возвышении - он стоит на первом из дотов укрепузла Сумяккюля.
Если продолжить движение по дороге, меньше чем через километр от креста в лесу
можно найти бункер командного пункта финнов.
До закаленного в
ожесточенных боях укрепузла Суммаярви лучше всего ехать через село Гаврилово.
Переехать через железнодорожные пути, ехать прямо до тех пор, пока справа не
покажется огромный холм. За этим холмом появится первый дот и укрепленные
позиции финской армии. На другой стороне дороги расположены братские
могилы.
Если проехать чуть больше километра дальше в сторону Каменки, а
возле песчаного холма повернуть направо, можно найти дот
"Миллионный".
Укрепузлы линии Маннергейма:
1. Суммаярви (Sj) и
Суммакюля (Sk)
2. Инкиля (Ink)
3. Лейпясуо (A)
4. Суурниеми
(Su)
5. Муолаа (Mu)
На заметку
- Холода зимой 1939-1940 гг.
- легенда. На самом деле эта зима на Карельском перешейке была даже несколько
теплее нормы.
- Железобетонные доты строились в 1929-1937 и 1938-1939
гг., большинство из них одноэтажные.
- 22 узла сопротивления составляют
линию Маннергейма.
- В боях на линии Маннергейма Красной армией было
захвачено 194 железобетонных сооружения и 805 дерево-каменно-земляных огневых
точек.