«Лента» уменьшится в размерах

К концу 2005 года компания «Лента» начнет строительство в Петербурге еще двух гипермаркетов, доведя их общее количество до десяти. В дальнейших планах сети, создавать под брендом «Лента» торговлю другого формата...

К концу 2005 года компания «Лента» начнет строительство в Петербурге еще двух гипермаркетов, доведя их общее количество до десяти. В дальнейших планах сети, создавать под брендом «Лента» торговлю другого формата - маленького и среднего размера. Также планируется выход в другие города РФ. Об этом корреспонденту «ДП» рассказал Владимир Сенькин, директор по развитию, член правления компании “Лента”.<br><br>- Какова сегодня программа строительства комплексов?<br><br>К концу 2005 г. мы выполним взятые на себя обязательства и реализуем заявленную программу по строительству 10 комплексов в Петербурге. Сегодня работают шесть комплексов. Два строятся: в на Московском шоссе, и на Дальневосточном проспекте. И еще два планируются - на Васильевском острове и Обводном канале (между Балтийским и Варшавским вокзалами). Таким образом, мы выполнили ту программу-минимум, которую обещали городу. <br><br>Есть два основных критерия выбора участков под будущие комплексы: их расположение вблизи проездной трассы (в идеале это большие транзитные артерии, которые идут из города в область) и недалеко от компактного проживания людей, то есть больших жилых кварталов. <br><br>Дальнейшее развитие компании в Петербурге зависит от выделения новых площадок. Есть еще районы города, в том числе Север, Северо – Восток города, район Гражданки, где нет наших комплексов.<br><br>- Как развивается конфликтная ситуация с Хасанским рынком, на месте которого планировалось строительство комплекса «Лента»?<br><br>Сегодня «Лента» не является стороной этого конфликта. Действительно ранее мы интересовались территорией Хасанского рынка, и городской администрацией в свое время было издано соответствующее решение. Однако затем развернулась борьба за участок, начатая районной администрацией и предпринимателями, которые стоят сейчас за этим рынком. <br><br>В итоге мы заняли позицию стороннего наблюдателя. Мы заинтересованы в строительстве на этом месте только при условии, что все остальные стороны придут к согласию.<br><br>Я считаю, что вопрос, в первую очередь, должен решаться между администрацией города, которая заинтересована в том, чтобы на этом месте появилась цивилизованная розничная торговля, и районными властями, которые считают, что рынок для них более актуален. <br><br>- Как будет строиться дальнейшее развитие компании «Лента»? <br><br>Есть два глобальных направления развития: продолжить концентрироваться на Петербурге, и при этом работать в других форматах (маленького и среднего размера) и использование формата «Лента» в других городах России. Каждый российский город - «милионник» потенциально может вместить 2-3 комплекса «Лента». Сейчас мы как раз разрабатываем план развития на ближайшие 3-5 лет. Однозначно решено, что мы будем приносить наш формат в другие города, но неизвестно пока в какой последовательности. Выбор будет зависеть от поддержки городской администрации, наличие инженерно подготовленных земельных участков и платежеспособного спроса. <br>Москва пока не стоит в наших планах. В столице начинали многие сетевые форматы, там рынок более конкурентный. А сегодня в России существует множество городов с достаточным для нас покупательским спросом, в которых совсем нет или очень мало цивилизованных форматов торговли. <br><br>- Как будет строиться схема регионального развития? <br><br>Сегодня мы работаем с компанией HyperEstate по подбору участков в различных городах. Не исключено, что мы будем привлекать партнеров для строительства других комплексов на избыточных участках. Мы пришли к выводу, что большего эффекта сможем добиться при соседстве с магазином формата DIY («Сделай Сам»). Это будет не обязательно KingFisher, с которым мы уже сотрудничаем в Петербурге. Это могут быть также такие компании как финская «Кеско» или немецкая «Бау Хаус». <br><br>Но целенаправленно девелоперскую деятельность как направление бизнеса мы не рассматриваем. <br><br>- Как вы относитесь к тому, что другие сетевые магазины часто «преследуют» «Ленту»? <br><br>На рынке - в разных сегментах розничной торговли, есть прецеденты, когда одна компания очень внимательно подходит к выбору места для размещения своего объекта, а другие компании откровенно «повисают на хвосте» у этого лидера рынка. Но я думаю, что до такой степени следование за «Лентой» в Петербурге еще не доросло. Рынок еще не заполнен и основные его участники, в том числе «Метро» и «О’Кей», просто чувствуют свободную нишу и берут любое свободное место, которое им попадает, не особо оглядываясь, есть ли там кто-то из конкурентов по соседству. Так, в прошлом году мы открыли свой комплекс на Выборгском шоссе, недалеко от комплекса «О’Кей». Есть обратный пример, когда «О’Кей» открыл комплекс на Приморском шоссе, через дорогу от нашего. Особого влияния на наш бизнес их присутствие не произвело. - Насыщение рынка сетевой торговли продолжает вытеснять другие вилы торговли или уже приводит к конкуренции между сетями? Последние 2-3 года было очевидно, что развитие сетевой торговли приводит к закрытию контейнерных рынков и традиционных магазинов «24 часа». Сегодня это «отъедание» рынка уменьшается, и начинается конкуренция уже непосредственно между сетями. Хотя на сегодняшний день существенного перетекания клиентов между различными сетями еще нет. Пока мы взаимно дополняем друг друга. Например, формат «Ленты» абсолютно четко ориентирован на людей, которые закупают продукты на неделю вперед: большие объемы на продолжительное время. Такой формат торговли как «магазин у дома», позволяет докупать необходимое в течение недели. Супермаркет с меньшей оборачиваемостью, чем «Лента», обладает более широким ассортиментом товаров. Но, безусловно, конкуренция будет расти. Гипермаркеты «Рамстор» будут конкурировать с компанией «О’Кей». Мы могли бы конкурировать с «Метро», однако они больше ориентированы на специализированную аудиторию (отели, рестораны, кафе). - Какова политика компании в отношении производителей и развития частных марок? Мы намерены существенно расширить количество частных марок. На сегодняшний день у нас уже больше ста наименований товаров под частной маркой, что составляет около 2% объема продаж. До конца 2005 г. количество товаров должно измеряться уже сотнями, до 10-15% от всех продаж. В условиях, когда половина предприятий не загружены полностью, мы даем шанс этим производствам получать прибыль, но при этом не заниматься маркетингом и продажами. Качество товаров под частной маркой часто превышает известные брендированные товары, и при этом они существенно выигрывают в цене. Мы будет проводить тендеры по многим новым товарным группам. У нас жесткая система оценки системы качества тех производителей, которых мы выбираем для частных марок, потому что на этом товаре стоит наш логотип, и мы несем за него ответственность.