И "Голландец" плывет

Вадим Финкельштейн — настоящий «Летучий Голландец». Не только потому, что ему принадлежит одноименный спортивно-развлекательный комплекс. У Вадима голландский паспорт, в Голландии живет его семья, да и летать ему приходится очень много.

Вадим Финкельштейн — настоящий «Летучий Голландец». Не только потому, что ему принадлежит одноименный спортивно-развлекательный комплекс. У Вадима голландский паспорт, в Голландии живет его семья, да и летать ему приходится очень много.<br><br>На корабль (где проходил наш разговор) он приехал практически прямо из аэропорта, и через два дня ему снова нужно было улетать. По собственному признанию, лишь около 50% времени он проводит в Петербурге, остальное время — за границей. По личным делам и производственной необходимости. <br><br>Вадим — президент лиги Mix Fight M1 (бои без правил), человек, в свое время зарядивший всех Red Devil’ом, владелец «Летучего Голландца» (плавучий комплекс отмечает годовщину вместе с родным городом — 28 мая). Казалось бы, все в жизни этого человека происходит «просто так», но на самом деле — это закономерное движение вперед. <br><br><b>Профессия в наследство</b><br>Около 10 лет назад Вадим Финкельштейн уехал из Петербурга в Голландию, начал заниматься поставками мяса в Россию. Это до сих пор — основной его бизнес. Он увлеченно рассказывает о том, чем новозеландские бараны отличаются от грузинских или бразильские коровы «зебу» — от наших буренок. Азы этого бизнеса будущий магнат постигал в советском гастрономе. <br><br>— Мой дед и мой дядька всю жизнь занимались «мясным» бизнесом. Они работали в торговле (тогда это было выгодно) и меня устроили туда же в 14 лет. Уже через полгода я стал старшим и получил свой отдел, а в 21 год стал заведовать пятью: мясным, рыбным, овощным, фруктовым и винным. В общей сложности я проработал в этой отрасли семь лет. Продавал мясо с наценкой из-под полы. Ко мне даже приходил очень популярный певец Захаров. <br><br>Я немножко гурман: в том, что касается мяса. И уж конечно я могу на вкус определить: стейк поджарили сейчас или разогрели, и отличаю мясо молодого бычка от старой говядины. Мне повар не будет сказки рассказывать! Это очень важно в любом бизнесе: специалист должен разбираться во всем досконально, и каждый повар должен быть гурманом. <br><br>Моя жена прекрасно готовит, я сам тоже могу. Мне было 14 лет, когда я потерял маму, надо было кормить себя и младшего брата. Пришлось научиться. Я могу за 10—15 минут приготовить ужин, очень люблю готовить плов или шашлыки, когда мы с друзьями отправляемся за город. Сам выбираю мясо, сам его готовлю, — я в этом разбираюсь, мне нравится это делать.<br><br><B>О спорт, ты мир! или Красные дьяволята</b><br>Вторая «большая страсть» Вадима Финкельштейна — спорт. У него есть команда Mix Fight M1 по боям без правил, и именно он первым создал «спортивный» — энергетический — напиток. <br><br>— Во всем виноват Red Devil — я его сделал (придумал название, дизайн, заказал специалистам разработку состава) в 1995 году. Я проводил «бои без правил», и спонсором была эта марка. Я терял на этих боях деньги, но зарабатывал на Red Devil. В 2000 году появилась первая команда Red Devil, сегодня они — лучшие не только в России, но и в мире. Я никогда не был ни боксером, ни борцом, но сейчас у меня борцы «номер один». Жаль только, что за рубежом их знают лучше, чем здесь.<br>А марку Red Devil я продал, уже раскрутив. <br><br><b>Стеклянный корабль</b><br>Идея создания «Летучего Голландца» пришла как раз из спорта. Изначально задумывался спортивный центр. Современный, модный, стильный — с салоном красоты, рестораном, кафе (где есть фитнес-меню) и своей особой атмосферой. Атмосфера — это определенный круг людей. <br><br>— В любом бизнесе есть разделение на дешевые и дорогие марки. Здесь центр города, самое стильное место — значит, и место должно быть рассчитано на элитную публику. Соответственно подбиралось и оборудование, и персонал, и все остальное. Но я делал ресторан не из соображений престижа. Просто хотелось в одном месте собрать все, что мне нравится. И что-то оригинальное сделать. А «Летучий Голландец» — потому что парусник и прозрачный. Я вообще хотел сделать стеклянный корабль, но главный художник города, посмотрев проект, сказал: «Красиво, конечно, но поставить в исторической части города парник я не позволю». Облик ресторана — это копия парусника «Амстердам», который стоит в Амстердаме. Здесь панорамные окна, и за ужином или тренировкой можно любоваться изумительными видами на Эрмитаж, Петропавловку, мосты… Здесь даже внутри «прозрачно»: мне нравится, когда людям просторно. Люди не должны сидеть в бочке. Какой смысл стоять напротив Эрмитажа и не создать панорамный вид? <b>По-нашему, по-бразильски</b> Способ подачи блюд в ресторане Вадим «подглядел» в Бразилии: платишь определенную сумму, берешь к заказанному мясу все, что хочешь (салат-гарнир-бар), — и сиди хоть всю ночь. Алкоголь, естественно, оплачивается отдельно. — На самом деле ресторан — это не такой выгодный бизнес, чтобы им заниматься. Многие говорят: вложения мы рассчитываем окупить за год-два. Это невозможно! Я думаю, что этот комплекс окупится только лет через десять. И если говорить о будущем, пока у меня нет желания открывать что-то подобное. Ресторан — это определенный стиль. И персоналу платить нужно хорошо, и поставщиков подбирать тщательно, и цены просчитывать. Ресторан подвергается большему риску, чем любой другой бизнес: если ты испортил что-то, ресторан сразу загнется. Очень многое зависит от персонала: у нас за год сменилось 90% людей. Но сегодня в ресторане хороший персонал. У нас три повара, каждый занимается тем, что умеет лучше всего. Бразилец Роберто Бернал готовит мясо (в Бразилии очень хорошее мясо, и там его умеют готовить), бельгиец Кристоф — кондитер (лауреат трех европейских конкурсов, чудеса творит, и вообще все лучшие сорта шоколада — из Бельгии, кондитерская школа там — самая лучшая). Третья, Ольга, много лет работала в «Европе», «Дворянском гнезде», «Седьмом госте». <b>Бизнес по-русски</b> Вадим искренне считает, что было бы лучше, если б поваром работал он сам. Как во многих французских ресторанах, где шеф-повар является одновременно и владельцем. При этом он уверен, что в России практически невозможно вести бизнес по-европейски. — Во Франции можно заказать ягненка 4-, 6- или 8-месячного, а у нас? В российском бизнесе просто нет таких стандартов. Мы делаем бизнес по-нашему, по-русски. У западных партнеров подход совсем другой. У нас бизнесмены, например, часто меняют сферы деятельности, переключаются с мяса на недвижимость. А там все передается из поколения в поколение. Они не тратят время попусту. Самое главное — это школа. А у нас ее нет. Наших людей нельзя обучить работать по-западному — менталитет не тот, да и учителей нет. И я тоже делаю бизнес по-русски… Некоторые наши рестораторы утверждают, что у них мраморная говядина — японская. Но у нее закупочная цена (в Японии!) — $100 за кг, сколько будет стоить стейк в российском ресторане? Она не экспортируется, слишком дорого. Есть мраморная говядина из США, Аргентины. Это хорошее мясо, но — не японское. Мы в ресторане отладили 10—12 сортов мяса, которые пользуются спросом у клиентов. Баранина, например, лучше всего — новозеландская. Вадим с удовольствием пользуется «плодами своего труда»: принимает гостей в своем ресторане, занимается спортом в своем фитнес-центре. <b>На месте не стоять</b> Вадим никуда не спешит, но и останавливаться на достигнутом не думает. Планов — много. Собирается железный забор вокруг «Голландца» превратить в деревянную крепость с факелами, открыть летнюю веранду, сделать в Неве бассейн вроде летней купальни, выпустить новый энергетический напиток… — Скоро появится новый энергетик — Mix Formula M1 —из натуральных ингредиентов. Ведь практически все существующие ныне — синтетические. Искусственный кофеин почти в десять раз дешевле натурального, но и вреднее, конечно. Можно было бы сделать новый напиток дороже, но цена его будет на уровне прочих. В стоимость заложена некоторая маржа, и это не будет себе в убыток, зато появятся большие шансы конкурировать с синтетическими напитками. Мне всегда нравится все, чем я занимаюсь. Получается — хорошо. Нет — и не надо. Станут ли дети заниматься моим бизнесом? Старший сын (ему 23 года) уже занимается: работает у меня в офисе в Амстердаме на отгрузке, закупке и оформлении документов для компании, которая экспортирует мясо. Младший (ему скоро будет 8) пока учится в Монако. Он уже свободно говорит на английском и французском языках, помимо русского, конечно. Недавно мы были вместе в ресторане, и официант что-то спрашивал у меня по-французски. Так сын его попросил: «Говорите, пожалуйста, по-английски, мой папа по-французски не понимает».