Фредерик Бегбедер: «Заказчик не всегда идиот»

Фредерик Бегбедер: «Заказчик не всегда идиот»Фредерик Бегбедер — автор скандально известной книги о рекламном бизнесе «99 франков» — дал эксклюзивное интервью корр. «ДП». Ныне Бегбедер — издатель и писатель. В рекламном агентстве он проработал

Фредерик Бегбедер — автор скандально известной книги о рекламном бизнесе «99 франков» — дал эксклюзивное интервью корр. «ДП».<br>Ныне Бегбедер — издатель и писатель. В рекламном агентстве он проработал 10 лет, пока в 2000 году после выхода «99 франков» не был уволен без выходного пособия. Его агентство создавало рекламу для Danone, а сюжет книги посвящен съемкам ролика обезжиренного йогурта для концерна Manone. Главный герой «99 франков» лишь конспектирует события, мечтая о грядущем увольнении.<br><br><b>— Действительно ли атмосфера в рекламном бизнесе на Западе настолько отвратительна. Или все-таки это художественное преувеличение?</b><br>— Да, это сатира, поэтому я немножко преувеличиваю. Но одновременно с этим принцип работы в рекламном бизнесе — это тоже преувеличение. Рекламщик — это человек, который преувеличивает качества продукта.<br>Каждый год рекламные агентства тратит миллиарды долларов, чтобы убедить нас потреблять. И капитализм зависит от этих людей. И Ваша газета также зависит от них. «99 франков» — комичная книга, описывающая абсурдную ситуацию нашей жизни.<br><br><b>— Фраза из «99 франков»: «я представляю собой вполне мерзопакостную сволочь, способную загадить все, до чего дотронусь» - тоже преувеличение?</b><br>— Да, персонаж Октава особенно неприятен и антипатичен. Я то сам конечно агнец, совершенно невинное и вежливое создание (Бегбедер коварно улыбается). Но правда и то, что если человек всю жизнь занимается тем, что лжет тысячам людей, в конце концов, он сходит с ума. 10 лет я провел в рекламе, и через 10 лет, конечно, не все в порядке с головой.<br><br><b>— Герою книги ни одна идея не приходит без дозы наркотиков. Насколько с Вашей точки зрения связаны креатив и наркотики.</b><br>— Я просто был свидетелем того, как множество людей вокруг меня каждый день употребляли по 3–4 грамма кокаина. Это не значит, что без этого нельзя творить. Но профессия рекламщика — это довольно болезненная профессия. И жестокая. И главное человек испытывает очень много фрустрации. В книге я говорю, что главный клиент рекламщика — мусорное ведро. Чтобы преодолеть все эти неудобства рекламщик либо принимает наркотики, либо пьет. Я довольно мало знаю рекламщиков, которым больше 45–50 лет, кто не был бы алкоголиком.<br><br><b>— Что для Вас есть хорошая реклама. И вообще существует ли она с Вашей точки зрения?</b><br>— Хорошая реклама — вещь очень редкая. Нужно, чтобы она была умной, чтобы она с уважением относилась к публике. Это реклама, которая бы не преследовала цель обмануть публику и была при этом эстетически красива.<br>В Англии мне очень нравился постер пылесосов Electrolux. Маленькие насекомые, которые живут в пыльных коврах — выкинули там белый флаг. Мне кажется это позитивный пример.<br>Это бывает редко и нормально, что хорошая реклама редка. Мне кажется, что изъян заложен в самом процессе производства рекламы. Методы этого производства были придуманы в 1950–х годах и сегодня они уже старомодны, они уже не действуют.<br><br><b>— Разговор с рекламистами о качестве рекламы часто сводитсяся к тезису «заказчик–дурак». Рекламодатели, напротив любят жаловаться на плохой креатив. Какую сторону занимаете Вы?</b><br>— Конечно я на стороне рекламщиков. Это не значит, что тот, кто заказывает рекламу — обязательно идиот. Но очень часто он просто не доверяет агентству, которое сам же и выбрал. Например, если я иду к врачу, я не объясняю ему каким образом меня лечить и что нужно оперировать, Когда я обращаюсь к механику, я не говорю ему, как починить мою машину. В то время как в рекламе, заказчик объясняет рекламному агентству, что оно должно сделать.<br><br><b>— В Петербурге среди рекламистов очень популярна «Ночь пожирателей рекламы» Жана Мари Бурсико. Посещаете ли вы такие «Ночи» в Париже?</b><br>— Да это очень популярное мероприятие. Для меня верх абсурда — платить, чтобы потом всю ночь смотреть рекламу. Я в своей жизни видел забавные и смешные вещи, но тут уже дальше идти некуда.<br><br><b>— А вы платили?</b><br>— Нет–нет–нет. Меня приглашали. Мне кажется, что как раз реклама должна платить людям, которые приходят в зал, а не наоборот. <b>— По «99 франкам» будет снят фильм? </b> — Сценарий уже запущен. Съемки видимо будут в следующем году. Но на самом деле ко мне это имеет мало отношения. Я написал книгу, которая будет адаптирована и все. Но здесь есть интересный момент: эта книга критикует рекламу, а во Франции деньги на кино дает телевидение, а телевидение в свою очередь финансируется рекламой. И понадобилось 4 года, чтобы появился телевизионный канал, который готов критиковать тех, кто его финансирует. <b>— Книга 99 франков изменила название на 14,99 евро. Почему?</b> — Если франк вернется то я еще раз изменю название. Название — это принцип. Идея была в том, чтобы в названии этой книги показать ее продажную стоимость. И в других странах у этой книги везде меняются названия. Только в России оно осталось тем же, что было во Франции. В принципе «99 франков» здесь должны были именовать «136 рублей» или «99 копеек». По этому поводу есть анекдот. В Турции книга каждый месяц вынуждена менять свое название из-за инфляции. Вначале она называлась 1млн турецких лир, а сейчас — 9 млн. У меня дома уже целая коллекция обложек моих турецких книжек, которые каждый месяц меняют название.