Бонусы привяжут к капитализации

СПб. В России опционные программы начали реализовываться в 1998 г. Первой компанией, которая решилась распространить акции среди руководства, была НК "ЮКОС".

СПб. В России опционные программы начали реализовываться в 1998 г. Первой компанией, которая решилась распространить акции среди руководства, была НК "ЮКОС".<BR> Затем, только в 2001 г., ее примеру последовали "ЛУКойл", МТС, "ВымпелКом", "Татнефть".<BR> Сегодня лишь 15-20 компаний мотивируют сотрудников подобным образом (см. таблицу). Круг участников также достаточно узок. В большинстве это лишь топ-менеджмент компании, чуть реже -- еще и руководители среднего звена.<BR> <B>Приобретение опыта</B><BR> Не всегда опционные программы реализовывались удачно.<BR> Например, в 2002 г. менеджеры компании "Татнефть" реализовали свои опционы. Доход от опционной программы составил $4,6 млн. Однако в 2001 г. прибыль "Татнефти" до уплаты налогов и амортизации (EBITDA) в пересчете на баррель добычи была самой низкой среди нефтяных компаний "большой шестерки". В следующих программах цена исполнения опционов фиксировалась ниже текущих котировок акций. Это позволяло менеджерам получать прибыль даже в случае падения курса акций.<BR> Есть и положительные примеры. "После того как мы ввели опционную программу для сотрудников, поведение менеджеров сильно изменилось, -- делится своими впечатлениями директор по связям с инвесторами компании "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) Марина Начева. -- Повысилась их заинтересованность в достижении поставленных задач и увеличении капитализации компании".<BR> Сейчас в ОМЗ разрабатывается новая опционная программа. Сроки разработки -- I квартал 2005 г.<BR> <B>Новая волна</B><BR> В ближайшее время возможно внедрение опционных программ еще в нескольких компаниях.<BR> "Реализация опционов способствует тому, что менеджеры смотрят на бизнес с позиции акционеров и заинтересованы в результате работы компании", -- рассуждает руководитель отдела общественных связей мебельной компании "Шатура" Денис Бахтов.<BR> На данный момент "Шатура" только рассматривает возможность внедрения опционной программы и не приняла еще окончательного решения. В течение нескольких лет думает о разработке опционной программы компания "Вимм-Билль-Данн".<BR> В конце июня 2004 г. совет директоров компании РАО "ЕЭС России" утвердил опционную программу для топ-менеджмента и сотрудников компании. Объем программы -- 1% уставного капитала, срок -- 3 года. Выкуп акций производится по цене $0,2934 за акцию за счет средств участников программы. Если сотрудник будет покупать акции в кредит, компания выступит гарантом. Половина процентов по кредиту будет выплачена компанией, другая половина -- сотрудником. В программе участвуют 17 членов правления РАО "ЕЭС России" и 278 сотрудников компании.<BR> По мнению Минэкономразвития, влияние менеджмента на рост капитализации такой компании незначительно. На цену акции в большей степени влияет политика государства.<BR> <B>Как это у них</B><BR> Опционные программы используются западными компаниями достаточно давно. Считается, что таким способом можно минимизировать агентские издержки и удержать ключевых работников компании.<BR> Каждая компания адаптирует опционную программу к своим потребностям. Например, Coca-Cola предоставляет опционы на положительную курсовую разницу акций за год. Доступ к такой программе имеют лишь определенные сотрудники. Напротив, программа International Stock Ownership Plan компании P&G проводится для всего персонала и предполагает приобретение акций компании с их последующей реализацией через 5 лет.<BR> В 1990-х гг. опционы эмитента использовали почти все крупные компании США.