00:0018 октября 200400:00
6просмотров
00:0018 октября 2004
Владельцы конок 10 лет не пускали омнибус-моторы в Петербург
Владельцы конок 10 лет не пускали омнибус-моторы в Петербург<BR>
СПб. Эпопея, связанная с появлением в Петербурге автобусов, любопытна вовсе не с технической или исторической точки зрения.<BR>
В первую очередь это яркий пример лоббистских возможностей сильных конкурентов, которые не хотят пускать на рынок новый продукт. Сильными конкурентами были владельцы конок. Для того чтобы заставить их потесниться на дороге, автобусам понадобилось 10 лет.<BR>
<B>Отказники</B><BR>
Первые попытки создания автобусного сообщения были предприняты в 1896 г. подполковником Зубковским и почетным гражданином Волковым. Они подали в Городскую управу ходатайство о разрешении организации движения "экипажей с бензиновыми двигателями" (в данном случае речь шла именно об автобусах) по двум маршрутам: между Знаменской и Адмиралтейской площадями и от Публичной библиотеки до Новой Деревни. Однако разрешения не последовало.<BR>
В конце 1898 г. в Городскую управу поступило прошение на этот раз от поручика Неелова об осуществлении городского автобусного сообщения, причем не по одному маршруту, а сразу по двенадцати, с целью соединения между собой всех основных городских вокзалов и пристаней. Инициативный офицер-предприниматель организовал даже акционерное общество для осуществления данного дорогостоящего предложения. Но вновь последовала отрицательная резолюция.<BR>
В 1902 г. достаточно известное, с опытом работы, "Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей "Фрезе и Ко" вышло к городским властям с предложением организовать регулярное движение автобусов собственной конструкции. На этот раз Управа мотивировала свой отказ тем, что "всякое улучшение сообщений будет понижать квартирную плату"(!?). Еще через 4 года не нашло поддержки чиновников предложение об организации городских автобусных линий датского подданного Эмиля и русского предпринимателя Назимова. Им указали на отсутствие средств в городском бюджете и непродуманность проекта.<BR>
<B>Иванов</B><BR>
Первые успехи в деле создания автобусного сообщения наметились только в конце 1907 г. "Петербургский листок" писал: "Вчера, 4 октября, члены санкт-петербургского "Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения" совершили под руководством инженер-технолога Иванова пробный рейс на пока единственном в Петербурге омнибус-моторе. Весь Невский от Николаевского вокзала до Александровского сада был пройден за 9 минут".<BR>
Хорошие результаты пробного рейса дали возможность Иванову создать два автобусных маршрута. Один был открыт 11 ноября от Александровского сада к Балтийскому и Варшавскому вокзалам. Вскоре начал функционировать и второй -- опять же от Александровского сада до Царскосельского (то есть Витебского) вокзала.<BR>
Историки отмечали примечательно-курьезную деталь маршрута к Царскосельскому вокзалу, который проходил по Гороховой ул. Часто автобус, доехав до Семеновского моста на Фонтанке, останавливался, и кондуктор просил "уважаемых дам и господ выйти ненадолго", пока автобус с маломощным двигателем не преодолеет довольно крутой мостовой подъем. Вслед за двумя маршрутами от Александровского сада, Дума разрешила Иванову открыть автобусное движение от Невского пр. до Покровской площади. К 1910 г. парк этого "Товарищества" состоял из 10 автобусов, а их работу на маршрутах обеспечивали 100 человек.<BR>
Успехи городского автобусного транспорта, наконец, побудили Думу в июне 1914 г. выделить 300 тыс. рублей на приобретение автобусов у иностранных фирм. Но было уже поздно: Первая мировая война спутала все транспортные планы.
<P>
<B>цифры</B><BR>
300 тыс. рублей выделила Городская дума на закупку автобусов в 1914 г.