17:5101 октября 200417:51
9просмотров
17:5101 октября 2004
VISA обещает суперпризы, которые не выигратьС 1 октября некоторых магазинах Петербурга стартует Фестиваль покупок, организованный международной платежной системой VISA.
С 1 октября некоторых магазинах Петербурга стартует Фестиваль покупок, организованный международной платежной системой VISA. Покупателям, которые воспользуются картой VISA, обещаны суперпризы. По некоторым оценкам, эти призы получить практически невозможно. <br><br><br>По задумке VISA, каждый покупатель, расплатившийся в магазине-участнике акции, моментально получает подарок и имеет право получить супер-подарок. По словам Лу Наумовского, старшего вице-президента VISA CEMEA, генерального директора представительства Visa International в России, на эту акцию VISA возлагает большие надежды. По итогам первого фестиваля, проходившего в прошлом году в Москве, количество «пластиковых» покупателей в магазинах увеличилось на 50%. В результате - магазины получили дополнительного и постоянного клиента, а банки-владельцы карт заработали на комиссиях от магазинов. Но здесь Лу Наумовский слукавил: львиную долю заработка получила именно его компания.<br><br><b>Зачем акции</b><br>Акции на привлечение «пластикового» клиента в магазины проходят постоянно. Как правило, покупателю приятно получить некий подарок от платежной системы или супер-приз от магазина-участника акции. Денежный эквивалент моментального подарка, который вручается покупателю на месте, как правило, составляет не более $1. И при тех оборотах, которые в результате всплеска покупателей, гоняющихся за супер-призами, получит платежная система, затраты на подарки выглядят смешными. Банкиры неофициально говорят, что обладателем супер-приза стать невозможно. И приводят аналог, по которому проводятся розыгрыши в казино: почему владелец казино вручает клиенту-победителю автомобиль или делает так, что клиент выигрывает крупную сумму? Потому что владелец казино понимает, что клиента нужно задобрить, так как он уже оставил во благо заведения сумму, в несколько раз превышающую стоимость автомобиля или выигрыша. И если его не задобрить, он попросту уйдет в другое игорное заведение. <br>Так же построены и акции с пластиковыми картами: чем больше потратит ее владелец, тем больше у него шанс получить в подарок зубочистку. По негласным и неофициальным правилам, до допуска в розыгрыше призов допускаются клиенты, потратившие более $500. <br><br><b>Как происходит</b><br>В процессе совершения покупки при помощи пластиковой карты участвуют четыре стороны: владелец пластиковой карты, банк, выпустивший данную карту, банк, установивший оборудование в магазине, и – международная платежная система. Модель такова: с карты клиента списывается сумма товара. Ее забирает себе банк, установивший платежный POS-терминал. Затем данный банк снимает комиссию с суммы за проведение безналичного платежа, и переводит оставшиеся средства магазину. Размер комиссии варьируется: чем крупнее магазин и чем больше безналичных платежей, тем она меньше. Как правило, она колеблется от 1,5 до 3%. Затем эта комиссия в полном объеме переводится в платежную систему VISA, которая раз в месяц производит перерасчет. <br>До 80% она оставляет себе, до 15% отдает обратно банку-хозяину платежного терминала, и до 5% - перечисляет банку, выпустившему пластиковую карту. Среднемесячный оборот пластикового рынка в Петербурге составляет около $2,5 млрд. <br>И на безналичные платежи от этой суммы приходится не более 5-7%. В Европе этот показатель достигает 60%. Нетрудно себе представить, почему VISA кровно заинтересована в развитии безналичного пластикового рынка в Петербурге в частности и в России в целом, потому что потенциал этого рынка огромен. Соответственно, огромны и прибыли при минимальных затратах.<br><br><b>Кому выгодно</b><br>В Петербурге за четыре года банки общими усилиями выпустили более 3,5 млн пластиковых карт, и эта цифра не предел. Основная причина выпуска карт: банки работают со средствами, которые находятся на пластике. Для них это – бесплатный финансовый ресурс, который они могут тратить по своему усмотрению. <br>Однако подавляющее число картовладельцев предпочитает обналичивать свои карты в день начисления зарплаты. Поэтому для банка это удар в спину. Несмотря на то, что предприятие платит банку определенный процент, эта комиссия не покрывает операционные издержки: обслуживание счета клиента, техническое и сервисное обслуживание банкоматной сети, затраты на инкассирование банкоматов и службу поддержки и т.п.
Поэтому банк и соглашается на всяческие уловки по пропаганде среди населения, чтобы человек пользовался пластиковой картой исключительно для расчетов в торгово-сервисных предприятиях, то есть проводил безналичные операции. Клиент начинает тратить свои средства в течение месяца, и у банка появляется гарантия, что определенная часть средств будет в его распоряжении минимум месяц.
<b>Что говорят магазины</b>
Слова представителей банков и международных платежных систем, что безналичное обслуживание для магазинов выгодно, не более чем уловка. В случае установки платежного терминала магазин теряет до 1,6-3%.При работе с наличными платежами его расходы составляют только от 1,5% на инкассирование средств. Тем не менее, по словам директора петербургского филиала ОАО «АКБ «АВТОБАНК-НИКОЙЛ» Сергея Шубаева, надо стремиться к нормальной экономической модели: во всем цивилизованном мире доля безналичных платежей существенно превышает наличные.
И магазины, не желающие устанавливать у себя оборудование для приема пластиковых карт, теряют своих клиентов. По его словам, те покупатели, которые уже привыкли расплачиваться при помощи карты, будут просто делать несколько шагов в соседний магазин, где такое оборудование установлено. К слову, все крупные сетевые магазины и супермаркеты уже оборудованы на прием «пластика».
По мнению экспертов пластикового рынка, ситуацию может преломить только одно: создание на государственном уровне своей собственной национальной платежной системы (с соответствующими налоговыми льготами и обязательствами). Поскольку VISA не заинтересована в снижении размера своих комиссий, которые уже достигли своего исторического минимума. Ниже 1,7% для торгово-сервисных предприятий они уже не опустятся.