Книжная полка с Федором Шумиловым

Без галстука

<B>Без галстука</B><BR> Ягер Джен. Деловой протокол: стратегия личного успеха / Пер. с англ. -- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -- 344 с.<BR> Берите вилку в руку левую,<BR> А нож берите в руку правую;<BR> За стол садяся рядом с девою,<BR> Не жмите ног ее своей ногой корявою.<BR> Чтобы описать правила поведения за столом, Николаю Олейникову более 70 лет назад хватило четырех строк, Джен Ягер на 300 с лишним страницах написала о том же самом: об этике, этикете и недопустимости сексуального домогательства.<BR> Джен Ягер -- американский социолог и консультант, автор нескольких книг по технике коммуникации и управлению отношениями с людьми. В книге она систематизирует и комментирует общеизвестные правила делового этикета, дает рекомендации о том, как выстраивать отношения с людьми разных психологических типов, как вести себя при смене работы, дарить и принимать деловые подарки.<BR> Свой рассказ Джен Ягер ведет исключительно об Америке. Правда, одна глава посвящена деловому этикету в разных странах. В Британии нужно соблюдать формальности, во Франции необходимо говорить по-французски, в странах Ближнего Востока следует избегать разговоров о религии, а визитную карточку японцам должно вручать двумя руками. России в списке рассмотренных стран нет.<BR> Отдельного слова заслуживают образцы деловых писем, приведенные в приложении. Издатели не стали переводить тексты на русский и правильно сделали. Найти образцы деловой корреспонденции на достойном американском варианте английского языка сейчас не так просто, как может показаться на первый взгляд. <P> <B>Семь</B><BR> Льюис М. Согрешить и победить / Пер. с англ. -- СПб.: Питер, 2004. -- 192 с.: ил.<BR> <B>Без хлеба и масла</B><BR> Любить я не мог.<BR> Чтоб страсть не погасла,<BR> Пеките пирог!<BR> Герой баллады Николая Олейникова "Чревоугодие" кончил плохо. Объевшись котлет и гороха с ветчиной, он умер. Современным чревоугодникам, утверждает Марк Льюис, боятся нечего. Поглощать можно не только телячьи отбивные, но также информацию, идеи, другие компании, наконец. Медиамагнат Руперт Мердок, например, "пожирает" СМИ по всему миру.<BR> Марк Льюис пишет о семи смертных грехах: гордыне, зависти, чревоугодии, похоти, гневе, алчности и лености. Грешить можно, считает он, только делать это нужно с выгодой для себя. В предисловии Марк Льис выписывает себе индульгенцию, замечая, что моральный кодекс из семи смертных грехов был создан не Богом, но человеком.<BR> Все известные компании совершили как минимум один из смертных грехов. Алчность подвигла Ford на попытку приобрести Ferrari, а корпоративная похоть побудила Fiat умыкнуть покупку у нее из-под носа.<BR> Автор приводит исторические примеры алчности и похоти в мире бизнеса. В разговоре о лености нашлось место и рассказу о компании Coca-Cola. Владельцы торговой марки лишь производят сироп, а бутилирование, распространение и прочие рисковые операции переложены на дочерние компании. На отчаянный аутсорсинг компанию подвигла лень. Каждая из семи глав завершается упражнениями на развитие того или иного греха.<BR> На рынке деловой литературы царствует гиперконкуренция. Чтобы читатели обратили внимание на очередную книгу, ее автору (если он не Филип Котлер) нужно придумать нестандартный ход и по-новому упаковать известные маркетинговые идеи. Написать о тонкостях подковерной борьбы, о философии айкидо в бизнесе или новом толковании китайского трактата об искусстве войны. Однако "греховная" тема довольно спорна. В азарте очень легко перешагнуть грань между добром и злом. Марк Льюис перешагнул. Бог ему судья. <P> <B>Один в поле</B><BR> Осиновский А.Д. Акционер против акционерного общества. -- 2-е изд., пересм. и доп. -- СПб.: ООО "Издательство ДНК", 2004. -- 384 с.<BR> Лев рычит во мраке ночи,<BR> Кошка стонет на трубе,<BR> Жук-буржуй и жук-рабочий<BR> Гибнут в классовой борьбе.<BR> Именно эти строки Николая Олейникова лучше всего описывают нынешнюю ситуацию в корпоративных отношениях. Воюют все против всех: хозяйствующие субъекты против друг друга, отдельные акционеры против АО.<BR> Современное российское законодательство и подзаконные акты допускают множественность толкований, содержат противоречащие друг другу либо технически невыполнимые нормы. Эти факторы (вкупе с недостатками судопроизводства, неразвитостью рыночной инфраструктуры и недостаточной юридической грамотностью), по мнению автора, создают условия для корпоративных войн. Впрочем, дело не в стране. Идеальных правовых систем пока не создано.<BR> Автор рассматривает различные типы корпоративных конфликтов и их особенности. Центральное место в работе занимает описание методов и приемов ведения корпоративной борьбы. Первое издание этой книги увидело свет в самом начале 2003 г. (см. "ДП" 6/03).<BR> Последняя часть содержит образцы писем и заявлений для переписки с АО, с государственными учреждениями и для обращений в суд.