Менеджер сковал маленькую холодную коллекцию

"Острое" увлечение Владимира Шеламова

"Острое" увлечение Владимира Шеламова<BR> СПб. Оружейный зал Эрмитажа и Артиллерийский музей при желании могут поместиться в одной гостиной обычной петербургской квартиры. Что, собственно, и доказал начальник производства ЗАО "Ирис" Владимир Шеламов. <P> Всего по стенам директорской гостиной развешано несколько десятков шпаг, рапир, сабель, мечей и прочих представителей холодного оружия, аналогичного тому, что можно увидеть в музеях. Владимир создал коллекцию собственными руками.<BR> Несмотря на обилие блистающего железа, выглядит арсенал совсем не страшно. Возможно, потому, что большинство экспонатов уменьшено в 2 с лишним раза по сравнению с оригиналом.<BR> Владимир говорит, что сначала сохранял оригинальный размер, но потом понял, что с такими масштабами далеко не уйдешь -- места дома не хватит. И стал делать миниатюры. Наверное, и это действие не решило бы квартирный вопрос, но помогли "зрители". Владимир шел им навстречу: кому дарил, кому продавал.<BR> Всего Владимир Шеламов сделал более двух сотен мини-копий исторического холодного оружия.<BR> <B>Формула любви</B><BR> "Мальчишкой я пропадал в Эрмитаже и Артиллерийском музее. Раньше в Артиллерийском музее все шпаги, рапиры, сабли при желании можно было потрогать руками. Дело в том, что они не лежали "под стеклом", а стояли воткнутыми в ряд в длинный деревянный брусок. И когда смотрительница, сидя на стуле, начинала дремать, мы с приятелями пробегали мимо этой оружейной экспозиции и старались потрогать хотя бы рукоятки. Любое оружие хранит в себе магию, энергетику, как только ты берешь его в руки -- сразу ощущаешь себя мужчиной. В те годы я понял, что хочу иметь подобную коллекцию и единственный путь к реализации этой мечты -- научиться делать самому. После того как я это понял, стал проводить время не только в музеях, но и в кузницах, занялся фехтованием. Сейчас фехтование преподаю в кадетском корпусе", -- рассказывает Владимир Шеламов.<BR> <B>Гулливер и лилипуты</B><BR> Если удавалось видеть мушкетеров только по фильмам, то Владимира Шеламова с легкостью можно принять за одного из них. Длинные, зачесанные в хвост волосы, усы "ничего лишнего", невысокий, коренастый, со статной осанкой, на левом плече татуировка, конечно же в виде шпаги, пронизывающей розу. Он даже о своей коллекции рассказывает размеренно и неторопливо. Страсти не прочесть ни в интонациях, ни в глазах. Разве что, если его не перебивать, рассказывать будет долго. Проверено. При этом ни одного красочного и хвалебного эпитета в свой адрес, только в адрес прототипов своей коллекции. Есть в нем какая-то аутентичность холодному оружию, причем не в смысле "холодности", а в смысле сдержанного благородства. "Ну не люблю я огнестрельное оружие, совсем другое дело -- холодное. И дело не только в том, что оно само по себе очень красивое, владение им сродни восточному единоборству -- можно наслаждаться. Вот драгунская шашка, как только я увидел ее, сразу захотел сделать, потому что только в драгунских полках шашка была со штыком. А вот испанская шпага -- оружие забияк и дуэлянтов. Это чешская сабля XVI века, это -- гусарская, это -- палаш. Вот итальянский меч XI века. Для меня неважно, какой эпохи оружие, главное, чтобы было красивым. Любопытно, что если иностранцы просят что-то сделать, то чаще всего -- русское оружие, европейское их не очень интересует", -- рассказывает Владимир.<BR> Средний размер экспонатов коллекции начальника производства ЗАО "Ирис" -- 40 см. При этом выполнены они в полном художественном соответствии оригиналам. Это касается не только внешнего вида, но и материалов. Допустим, если кожа ножен серо-буро-малиновая в крапинку с какой-то там степенью шероховатости, такой она и будет в мини-копии Владимира. Впрочем, есть одно важное отличие от оригинала, Шеламов -- законопослушный гражданин, его оружие не боевое, а имитация исторического: лезвие толще, конец клинка закруглен и т.п.<BR> Кстати, "маленькое" оружие хорошо не только тем, что оно занимает меньше места, чем оружие оригинальных размеров, но и, по мнению Владимира Шеламова, "все, что уменьшено, смотрится значительно красивее".<BR> <B>Оружейных дел мастер</B><BR> Года 3 назад Владимир Шеламов решил своим знаниям и умениям предоставить более широкое поле деятельности: на базе ЗАО "Ирис" стали производить турнирное снаряжение и вооружение для исторического фехтования. Это чуть ли не единственная в Петербурге мастерская с подобным профилем деятельности. Сейчас "оружие" занимает примерно 15% в объемах производства фирмы. "В основном делаем под заказ для исторических клубов. Сейчас стали выпускать очень много специализированной исторической литературы по оружейным традициям. И, соответственно, члены клубов захотели, чтобы художественное исполнение их доспехов, кольчуг, шлемов, мечей, шпаг, рапир, вырубал соответствовало каталожному, т.е. той эпохе, которую они реконструируют. Мы и пошли навстречу спросу. Заказывают как русское оружие, так и европейское самых разных эпох. Бывает, но редко, что просят сделать не историческое оружие, а художественное, каминное. Такое оружие вешают на стену, отличается оно, пожалуй, лишь меньшей прочностью. Однажды человек попросил сделать ему средневековый натюрморт на стену в особняке: из щита, шлема, топора, меча и т.д.", -- вспоминает Владимир.<BR> Технологии производства исторического оружия практически аналогичны тем, что использовались в далекие времена. Но, чтобы рассказать ее, говорит Владимир, потребуется не меньше месяца.<BR> Оказывается, все секреты давно открыты. Даже технологию многослойной стали -- булата -- уже давно используют.<BR> Немногое изменилось и в кузнице, где происходит средневековое действо. Кувалда, наковальня, печь, кокс. Вот только механического молота разве что не было. Да только им одним не обойдешься -- спасает он лишь от "битья" длинных профилей.<BR> Работа, как и сотни лет назад, -- ручная. На одну единицу, будь то шпага или шлем, уходит от недели до нескольких месяцев. Вот из этого металлического "прутика" диаметром сантиметра два получится фехтовальная шпага, а из этого в 6 см -- меч.<BR> Оказывается, вдохновение в оружейном деле важно так же, как и в, например, написании картин. "Все зависит от настроения. Если есть настроение, то все получается и спать не хочется, встаешь в 5 утра и начинаешь работать", -- рассказывает Владимир Шеламов. <P> <B>цифры</B><BR> 200 мини-шпаг, рапир, мечей, шашек и сабель сделал Владимир Шеламов