Дизайнер Шишкин доигрался

Весь вечер за роялем

<B>Весь вечер за роялем</B><BR> СПб. Особняк Румянцева. Рояль Дунаевского. Музыка Шишкина. Исполняет автор. <P> В дубовом зале огромного дома на Английской наб. на покойном кожаном диване сидит человек с тросточкой, рядом на стульях устроилось еще два-три десятка слушателей с цветами и программками в виде прозрачных компакт-дисков, на которых фломастером написано "Рыба, какая рыба!", "Чистая правда", "Все хорошо"... Стремительно появляется человек в смокинге, бабочке и с бородой-лопатой, садится к роялю и начинает играть грустную, лирическую, меланхолическую и местами "мокрую" музыку.<BR> Человек с бородой-лопатой -- дизайнер Василий Шишкин.<BR> <B>Деньги</B><BR> Василий создал сотни товарных знаков (в том числе официальную эмблему 300-летия Петербурга -- ромбик Петропавловки), собственную дизайн-студию и выставку "Знак". Однако сейчас Василия музыка интересует больше дизайна: он сочиняет, записывается, организует концерты. И рассчитывает превратить сочинение музыки в доходный вид деятельности.<BR> "И знак и звук можно делать на заказ. Не скрою, хочу сделать музыку в том числе приносящей прибыль, а не только радость выступлений для друзей. Предложить музыку -- оптимистичную, законченную, мажорную, фоновую -- к каким-то товарам. Фоновую, но не в дурном смысле этого слова. Просто она не должна мешать восприятию самих товаров, а, наоборот, помогать их приобретению", -- объясняет свою композиторско-маркетинговую стратегию Василий Шишкин.<BR> Дизайнер записал и издал диск "Тайны морских глубин". Тираж диска составил 5000 экземпляров ("Когда я привез звуковые материалы в компанию, которая выпускает эти диски, цена уменьшилась больше чем в 2 раза. За те деньги, за которые они предлагают другим сделать 2 тыс. дисков, они напечатали 5 тыс.").<BR> "У меня был контакт с компанией, которая продает оборудование для дайвинга. Планировалось выпустить телепередачу, и я предложил написать звуковой ряд. Так появилась композиция "Тайны морских глубин". А потом я достроил ряд, чтобы отразить всю тематику морских глубин. "Памяти павших моряков", "Акулы", "Брызги"... И это стало самостоятельным продуктом, -- поведал Шишкин. -- Результат получился неплохим. Это меня утвердило в мысли, что можно делать музыку для конкретных ресторанов, магазинов и пр. И эта тема -- необъятна. Хочу заявиться и сказать: "Я пришел".<BR> <B>Контакты</B><BR> Первый концерт Василия Шишкина состоялся в октябре 2003 г.<BR> "Каждый год я делаю себе подарок на день рождения. В 1999 г. таким подарком стала выставка "Знак", потом была выставка галстуков. А увидеть зал людей, которые пришли на твой концерт, которые отсидели все до конца, а потом встали и аплодируют -- это окупает все нервные затраты", -- считает дизайнер.<BR> После полудюжины публичных выступлений у Василия уже образовался целый ритуал подготовки к концертам.<BR> "Самый страшный момент, когда объявляют: "А вот теперь -- выходит такой-то", когда же садишься за инструмент и начинаешь играть -- все само собой льется", -- говорит Василий и продолжает, что в своей немузыкальной жизни он вовсе не боится аудитории: "Я был комсомольским вожаком и 1500 слушателей меня абсолютно не смущают. Но с музыкой по-другому, тут очень велик энергетический контакт с залом. Во время первого выступления я просто почувствовал, как мурашки бегут по спине -- настолько сильным был позитив со стороны зала. На втором концерте, наоборот, образовалась "стена", из-за того что в зале встретились два человека, которые ненавидят друг друга".<BR> <B>Связи</B><BR> Василий играет при каждом удобном случае, и даже не очень удобном. Вспоминает, что однажды сел за фортепиано в баре на теплоходе в Нижнем Новгороде. А после 15 минут джазовых импровизаций обнаружил на крышке инструмента бутерброд с икрой, салат и рюмку водки. "Я люблю играть на разных инструментах. Где бы я ни оказывался -- на Silja Line, на пресс-конференции, посвященной "НТВ-Плюс" в Москве -- мы готовили зал и там стоял роскошный концертный рояль. Каждый раз это незабываемые ощущения. Боюсь показаться эротически развращенным -- чем-то это напоминает интимные отношения с женщиной. Бывает, что человек и инструмент не подходят друг другу, бывает, что на 100% соответствуют", -- проводит параллели Василий Шишкин.<BR> Василий -- большой специалист по эротике в товарных знаках, а также в галстучной эротике. В музыке он также находит много эротических параллелей.<BR> "Язык музыки, наверное, самый чувственный язык из тех, что мне известны. Любая романтичность так или иначе связана с темой секса, но не просто примитивной связью самки и самца, а тонким деликатным языком -- очень отдаленных и красивых ассоциаций", -- говорит дизайнер.<BR> <B>Прозрение</B><BR> Концертная деятельность композитора Шишкина тесно переплетена со знакотворчеством дизайнера Шишкина.<BR> "Один из моих концертов состоялся в манеже на выставке "Знак". Там очень хороший рояль, неплохая акустика Я уже сейчас точно не помню, но была какая-то интрига, зрители думали, что пришли на семинар по дизайну, а услышали музыку. Было холодно, и я играл в пальто, но энергетика была очень хорошей, -- вспоминает Шишкин. -- В другой раз меня пригласили в Тулу. Я в свое время участвовал в конкурсе "Золотая блоха" и получил Гран-При. Местный Союз дизайнеров стал очень настойчиво приглашать меня приехать еще раз. В итоге там состоялось дизайнерско-музыкальное выступление. Все происходило в доме Белобородова -- изобретателя хроматической гармоники".<BR> Впрочем, ноты и брендинг связаны не только механическим путем.<BR> "Для меня важна взаимосвязь графики и музыки. Нечто такое было со Скрябиным. В его симфонической поэме "Прометей" была партия специально для цветомузыкальной установки. Сама партия сохранилась, но никто не знает, как это играть. Скрябин чувствовал соотношение звуков и проецировал их на соотношение цветов.<BR> Но у меня другой подход. Я -- дизайнер-график, и цвет почти не чувствую. Но я мыслю форматом мелодии. Чувствуете параллель -- линия на листе и мелодическая линия?! И когда я создаю знак, я обычно всегда слушаю, как он звучит. Это может быть не мелодия, а набор звуков, некое настроение. На одном из семинаров я показывал, как, к примеру, звучит эмблема 300-летия Петербурга -- она точно кадрируется с моей композицией под названием "Прозрение", -- рассказывает Василий Шишкин.<BR> <B>Тишина</B><BR> Мелодическо-знаковая теория Шишкина звучит более чем наукообразно. "Достичь взаимодействия со зрителем можно как с помощью звука, так и с помощью знака, -- утверждает он. -- И то и другое -- два лаконичных емких символа, которыми можно зашифровать всю информацию. Так же как структура ДНК кодирует всего человека, так и знак или мелодия -- это квинтэссенция, нечто, которое кодирует весь информационный потенциал о каком-то предмете".<BR> Как ни странно, несмотря на все это, Василий никогда не рисует под музыку. "Я не смешиваю разные вещи. Я никогда не включаю музыку, когда работаю за компьютером и делаю дизайн. Для меня музыка не является фоном, не может быть вторичным, второстепенным. Все внешнее мешает, как мешает запах, доносящийся с кухни, или плач ребенка в соседней квартире", -- объясняет Василий Шишкин.<BR> Более того, дизайнер признается, что вообще с определенного момента перестал слушать музыку. "Я коллекционирую диски с фортепианной музыкой, очень люблю джаз. Только одного Святотослава Рихтера у меня дисков 60, но сейчас я не слушаю ничего. Точно также не смотрю журналы и не покупаю книжки по дизайну. Дело в том, что в какой-то момент ты оказываешься похож на губку, которая все что можно уже впитала. Сейчас хочется эту губку отжать, и, когда она снова окажется сухой, можно снова смотреть и слушать". <P> <B>Цифры</B><BR> 5 часов музыки<BR> <B>сочинил Василий Шишкин</B>