00:0026 июля 200400:00
12просмотров
00:0026 июля 2004
Оштрафовать за распространение секретов невозможно
<B>Оштрафовать за распространение секретов невозможно</B><BR>
СПб. По закону уволившийся сотрудник в течение 3лет обязан хранить коммерческую тайну бывшего работодателя. Но юристы уверяют, что доказать вину практически невозможно.<BR>
Законом предусмотрена ответственность сотрудника за разглашение сведений, относящихся к коммерческой тайне. В том числе материальная, равная сумме ущерба, возникшего в результате раскрытия сведений. "На практике невозможно доказать эти убытки, -- говорит Виталий Янчев, начальник юридического отдела Санкт-Петербургской юридической ассоциации. -- Если бы ко мне пришел работник, который разгласил тайну, я бы взялся его защищать. Если бы пришел работодатель, который хотел бы удержать с работника ущерб, то я честно бы ответил, что это нереально".<BR>
Обычно при устройстве на работу с сотрудниками, имеющими доступ к особой информации, заключаются специальные соглашения о ее неразглашении. По мнению Виталия Янчева, это больше запугивающая мера, чем юридическая. "В трудовом договоре можно написать все что угодно. На деле к финансовой ответственности сотрудника не привлечь", -- категоричен он. Зная это, компании вынуждены придумывать разные санкции за утечку информации -- от штрафов, лишения премий до увольнения с занесением в черный список и пр. "Насколько эти меры эффективны, зависит от цены вопроса.<BR>
Если кому-то за предоставление сведений обещают $10 тыс., при этом штраф в компании всего $500, то сложно сказать, как поведет себя сотрудник", -- считает Виталий Янчев.<BR>
<B>Каналы информации</B><BR>
Во многих компаниях сотрудники подписывают документ о неразглашении тайны. В ЗАО "Бест" одними обязательствами не ограничились. Так, черновые варианты документов, содержащих коммерческую тайну, должны сразу же уничтожаться.<BR>
По словам Станислава Ходыкина, генерального директора ООО "БМТ", входящего в группу компаний "Бест", запрещается оставлять документы на столах после окончания рабочего дня, вести переговоры с обсуждением вопросов, содержащих коммерческую тайну, по телефону и т.д. За нарушение этих правил сотрудники несут ответственность: административную, гражданско-правовую и даже уголовную.<BR>
<B>Гарантии</B><BR>
Многие работодатели опасаются, что ушедшие из компании сотрудники могут однажды "сболтнуть" лишнего. Тем более что часто они уходят в конкурирующие компании. Поэтому заключают с бывшими сотрудниками разного рода соглашения, которые опираются на нормы не трудового законодательства, а гражданского. Однако, по словам юристов, они опять-таки призваны больше напугать, чем реально защитить в случае нарушения.<BR>
"Не положение о коммерческой тайне является причиной, по которой сотрудники ее разглашают или не разглашают, а условия труда, -- убежден Алексей Кедрин, начальник отдела по связям с общественностью ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". -- Если они приличные, если сам человек нормально относится к тому, что он делает, то это одна история. А если условия работы таковы, что могут спровоцировать его на саботаж, то он найдет способ отомстить компании, даже если подпишет 10 соглашений.<BR>
Если человек в период работы не будет соблюдать правила, то по окончании предупреждать его о чем-то -- бессмысленно".
<P>
<B>По закону</B>
<P>
15 июля 2004 г. Совет Федерации одобрил Закон "О коммерческой тайне". В нем расширено определение тайны и право определять ее как таковую принадлежит обладателю этой информации.
<P>
До настоящего времени все вопросы, связанные с коммерческой тайной, регулировались Гражданским кодексом РФ и Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.).
<P>
<B>Есть мнение</B>
<P>
Евгений Креславский, директор института "Новые возможности":
<P>
"Необходимо четко определить, что компания понимает под коммерческой тайной. Если этого нет, сотрудники будут находиться в ситуации догадки. Необходимо ввести четкие и понятные дисциплинарные меры за нарушения. Эти меры должны быть известны всем, понятны и соблюдаемы. В случае, если нарушение произошло, мера обязательно должна применяться. Сам факт нарушения в этой области должен быть известен другим. Наказание является не способом наказания, а демонстрацией границы: чтобы другим неповадно было. Что касается сотрудников, которые увольняются, то нужно сделать так, чтобы они оставались лояльными компании. А значит, расставаться с ними счастливо, при этом не заключая никаких соглашений. Если вся предыдущая работа проделана, тогда бывшие сотрудники будут думать о том, что говорить о компании, а что -- нет".