Алексей Гориболь творит для друзей и мамы

СПб. Все, что делает московский пианист Алексей Гориболь на петербургской сцене, априори является модным и актуальным -- и так уже несколько лет.

СПб. Все, что делает московский пианист Алексей Гориболь на петербургской сцене, априори является модным и актуальным -- и так уже несколько лет.<BR> -- Почему вы не играете соло?<BR> -- Мне одному на сцене не очень интересно. А потом, рояль преодолевает свою ударность -- ведь это инструмент, звук которого получается благодаря удару молоточков по струнам, -- только когда он сливается с тембрами других инструментов или голосов. И есть музыканты, с которыми хочется вместе существовать на сцене. Атмосфера, которая царит на моих концертах, немного отличается от обычной филармонической атмосферы. Она связана еще и с тем, что я с огромной нежностью отношусь к своим партнерам.<BR> -- По сути, вы являетесь идеальным воплощением того, что называется "свободный художник".<BR> У этого пути есть и огромные плюсы, и подводные камни. Мало кто выдерживает: нигде не закрепиться, никому не продаться...<BR> -- Я довольно лихо заплатил за свою свободу -- пережил огромные периоды невостребованности. Когда музыканту около 40, когда самый расцвет, пришло мастерство и еще полно сил, тяжело сидеть без концертов. Бывали и депрессии. За шкирку себя приходилось вытаскивать, что-то разбирать, что-то инициировать, ехать в какую-нибудь музыкальную школу и играть там концерт. Потому что энергии внутри очень много, и она требует выхода.<BR> Я бы вряд ли выдержал без поддержки друзей. Это выдающиеся люди, которые сами по себе -- явления современной художественной жизни: Леонид Десятников, Владимир Сорокин -- человек мощного устройства, интеллигентный, кстати, музыкально невероятно образованный, неплохой пианист.<BR> В молодые годы это была поддержка со стороны Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера, которую я ощущал, когда несколько лет прожил в Репино в Доме творчества композиторов: у нас не было своей квартиры.<BR> Это поддержка моего друга и учителя Ксении Кнорре, ее матери Веры Горностаевой.<BR> Долгие годы мне приходилось делать все самому. Потом Вера Васильевна Горностаева предложила на базе Московского союза музыкантов (МСМ) сделать нечто, что отличалось бы от привычных академических программ.<BR> Сейчас ситуация изменилась: предложений стало больше, чем я могу реально осуществить. С появлением в Петербурге института Pro Arte, который занимается теорией и историей искусства ХХ в., у меня появилось еще больше единомышленников.<BR> -- А есть какая-то сверхидея<BR> в том, что вы делаете?<BR> -- Сверхидея есть: делать все так, чтобы понравилось моей маме и моим ближайшим друзьям.<BR> -- Ваше творчество всегда в той или иной степени театрально. Как вы вообще относитесь к театру?<BR> -- Когда я учился в Гнесинской школе, большую часть времени проводил не на занятиях, а как раз в театрах и на кинофестивалях. Я дневал и ночевал в Большом театре. И, что характерно, не столько в опере, сколько на балете.<BR> Я не пропустил ни одного спектакля Плисецкой и Васильева c Максимовой. Я бывал на репетициях у Юрия Петровича Любимова на Таганке. Мой дядя -- артист Николай Пастухов -- играл в Театре Советской Армии и часто брал меня с собой на репетиции.<BR> -- А кто из непосредственных коллег на вас повлиял?<BR> -- Я видел, как работает Святослав Рихтер. Мне посчастливилось наблюдать за ним в непосредственной близости, когда он ставил на "Декабрьских вечерах" оперу Бриттена "Альберт Херринг". Несколько раз я бывал у Рихтера дома, а однажды был удостоен даже беседы о творчестве Лукино Висконти. Это магнетическая личность, проявлявшаяся столь же гениально за роялем, как и в жизни, вокруг него была совершенно невероятная атмосфера, полная энергии. А представьте, что такое Рихтер? Легенда при жизни, Бог!<BR> Когда я первый раз пришел к нему домой, позвонил в дверь и он сам открыл -- я даже в обморок упал, чуть дара речи не лишился. Рихтер был и режиссер, и художник, и куратор, и генератор идей, и художественный лидер. Это ярчайший пример и колоссальное воздействие.<BR> Или Гидон Кремер: мы с Десятниковым были на его фестивале в Локкенхаузе, и я видел, как Гидон делал фестиваль. Это настоящий большой режиссер.<BR> Мне везло с друзьями. Одним из них был Юрий Борисов -- сын великого русского артиста Олега Ивановича Борисова. Мы подружились как раз у Рихтера на постановке "Альберта Херринга".<BR> Я помню "Кроткую" -- великий спектакль Додина и Борисова. Все из юности идет, из молодости. Юра Борисов давным-давно познакомил меня с Аллой Сигаловой. Прошло много лет, прежде чем мы сделали что-то совместное: поехали в ту же самую Костомукшу и за 10 дней поставили балет "Эскизы к закату".<BR> -- Вы с таким теплом говорите<BR> о Костомукше...<BR> -- Я вообще очень признателен этому городу. Впервые попал туда по приглашению Натальи Михайловны Ереминой в 1992 г. И на протяжении нескольких лет приезжал в Костомукшу каждый год и буквально на глазах местной публики превращался в зрелого художника, режиссера, артиста, куратора -- как угодно назовите. Великий соблазн и огромная радость -- сделать свой фестиваль.<BR> -- С вашим появлением у Костомукши есть все перспективы стать модным местом?<BR> -- Мне бы хотелось, чтобы так произошло. Но городу тоже нужно поверить в это и развивать инфраструктуру. Там есть все возможности для того, чтобы сделать настоящий, качественный европейский фестиваль. <P> <B>На заметку</B> <P> Автор оригинальных художественных проектов, объединяющих классическую музыку с театром, кино и балетом. Лауреат Первой премии XI Международного конкурса камерной музыки в Трапани (Италия, 1991) и Второй премии I Международного конкурса Classica Nova памяти Дмитрия Шостаковича в Ганновере (1997). <P> С июня 1995 г. Алексей Гориболь -- артистический директор Московского союза музыкантов и один из инициаторов творческого объединения молодых музыкантов Москвы "Антреприза МСМ". <P> Концертные программы последних лет -- "Избранник юности", "Счастье мое...", "Еврейский мир", "Эскизы к закату", "Молот и серп", "Дни Бриттена в России", "Авангард Микаэла Таривердиева", "Дар". <P> Алексей Гориболь -- музыкальный руководитель российских фильмов: "Дневник его жены" (режиссер А. Учитель), "Москва" (режиссер А. Зельдович). <P> <B>Кстати</B> <P> Провокационный "Молот и серп", эстетский "Избранник юности", элегантные "Консонансы XXI века", просто модные Fashion-концерты, совместные выступления с Еленой Прокиной, Полиной Осетинской и Аллой Сигаловой, многочисленные авторские вечера Леонида Десятникова -- все это мы слышали. <P> С 2004 г. Гориболь -- еще и художественный руководитель знаменитого фестиваля в Костомукше, небольшом карельском городке, где этим летом (25-29 июля) с его подачи высадится представительный музыкальный десант.