"Дворец танца -- пока частная инициатива"

Борис Эйфман отмерил на создание Дворца танца 10 лет

Борис Эйфман отмерил на создание Дворца танца 10 лет<BR><br>Это должен быть театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом месте Петербурга.<BR><br>СПб. После годичных мытарств Минкульт подписал контракт с Домиником Перро на строительство второй сцены Мариинки. В Петербурге существует еще один балетный мегапроект -- Дворец танца Эйфмана.<br><P><br>Дворец танца должен стать частью "Набережной Европы", которая, как планируется, заменит на панораме исторического центра Петербурга РНЦ "Прикладная химия" (он же ГИПХ). По планам "Набережная Европы" должна войти в строй в 2008 г., то есть даже раньше "золотой картофелины" Перро. Балетмейстер Борис Эйфман рассказал о нынешнем состоянии проекта.<br><P><br>-- Борис Яковлевич, как Вы думаете, насколько реальны Дворец танца и "Набережная Европы"?<BR><br>-- Никто об этом не может сказать. Инвесторы, к примеру, были в Лондоне на Экономическом форуме и выступали там с проектом "Набережная Европы". Вы понимаете, сейчас Дворец танца -- это часть большого проекта, который задействован на территории ГИПХа. Сейчас в ГИПХ вернулся новый старый директор Гидаспов. Я очень боялся его прихода, но, насколько знаю, он занял очень правильную позицию, что институт нельзя отдавать частями. Вопрос надо решать принципиально. Или институт уходит целиком -- в другое, очень современное, обустроенное, удобное место, одобренное руководством ГИПХа, или не уходит.<br><P><br>-- Значит, 2008 г. -- не конечная цифра?<BR><br>-- Я был свидетелем, как строят в Нью-Йорке. Там буквально в центре Манхэттена 5 лет назад был пустырь. Потом начались разговоры, что там будет строиться многофункциональный комплекс. С одним из условий -- его поставил бывший мэр Нью-Йорка -- там должен быть театр джаза. Я каждый год приезжаю в Нью-Йорк, видел, как началось и шло это строительство. А в последней поездке я увидел: уже стоят два близнеца -- два огромных стеклянных небоскреба, и там работает джаз-театр.<BR><br>Я сегодня был у врача-кардиолога и задал ему вопрос: "Как сердце -- еще 10 лет выдержит?" Он сказал: "Да, а почему именно 10?" Я думаю, для того чтобы построить Дворец танца, надо минимум 10 лет. Для того чтобы в России чего-то добиться, надо жить очень долго и бить каждый день в одно местечко. И тогда, может быть, что-то пробьешь.<br><P><br>-- Насколько Вы уверены в успехе?<BR><br>-- Лично я верю в то, что это получится. Потому что это не может не получиться. Это не театр для Эйфмана, это -- серьезная идея учебно-театрального комплекса. Цель -- создать комбинат, в котором бы существовали коммерческие и некоммерческие структуры, нацеленные на создание нового русского балета. Здесь должен появиться институт молодых хореографов, которые бы работали с труппой, которая будет называться Труппой XXI века. Кроме того, там будет мой театр и третья труппа, которая будет танцевать классику на высоком уровне. Это коммерческое направление, которое должно кормить современную труппу и школу молодых хореографов.<br><P><br>-- Работники ГИПХа уходили на пенсию в 45 лет -- по вредности. Не боитесь танцевать в таком месте?<BR><br>-- На территории ГИПХа действительно ситуация очень страшная. Есть заключение экологического комитета: там тяжелый металл в почве, там производили ракетное топливо, и это топливо уходило в землю, а затем в Неву. Я читаю иногда, стоит ли такой известный и престижный институт, как ГИПХ, переносить в другое место -- тревожить нужное государству учреждение. Удивительно!<BR><br>Насколько я знаю, там планируется 4-метровая очистка территории с выемкой грунта. И если институт уедет целиком, то тогда целиком территория будет очищаться. Это совсем другая идея. Очень дорогостоящая. Очень. Но тогда игра будет стоить свеч.<br><P><br>-- Если "Набережная Европы" в целом оценивается в $150 млн, то сколько стоит Дворец танца?<BR><br>-- Сейчас этого сказать нельзя. Это не просто театр сам по себе: очистка территории от химикатов стоит тоже определенное количество миллионов. Кроме того, чтобы реализовать все идеи, мало частных инвесторов, потому что они ограничены какими-то своими финансовыми интересами. Сегодня в мире нет такого инвестора, который согласился бы реализовать все мои идеи. Пока проект не обретет государственную поддержку, я не могу быть уверенным, что он осуществится. Потому что балет в России всегда был элитным искусством и поддерживался на очень высоком уровне. <P> -- Архитектурный проект уже существует?<BR> -- Нет, пока есть только план. Насколько я знаю, в рамках проекта "Набережная Европы" будут приглашаться очень достойные мировые архитекторы, каждый получит какое-то задание и будет его выполнять. Все будет контролироваться нашей архитектурной элитой -- место все-таки необычное, необыкновенное. В данном случае будет не конкурсная система, а индивидуальный выбор архитектора на каждое определенное место. <P> -- Вы знаете своего архитектора?<BR> --- Пока нет. Я знаю несколько человек, но я не могу Вам сказать точно. Проблема моя в том, что я никак не могу подойти к реализации, вернее, меня еще не подпускают. Я не могу приехать к архитектору и сказать: я вас приглашаю. Потому что за моим приглашением ничего не стоит.<BR> Если говорить о Мариинском театре, то там на всех совещаниях сидели министр строительства, министр культуры, министр финансов, премьер-министр даже однажды был. Это была государственная программа! Моя программа -- это пока частная инициатива. <P> -- Вам нравится то, что получилось в результате конкурса по второй сцене Мариинки?<BR> -- Я думаю, что выбрали то, что хотели выбрать. Вернее, я бы так сказал: выбрали то, что хотели, из того, что имели. Проблема архитектуры -- очень серьезная. Я видел в Америке театры-новоделы, когда современный театр делается под старину. Ужасающее зрелище. В связи с Дворцом танца война мнений будет не меньшая, если не большая, чем с Мариинским театром. Потому что место такое лобное -- напротив Эрмитажа и Петропавловки. Поднимется такое!<BR> Но нельзя забывать о том, что творилось в Париже, когда строили Эйфелеву башню. Мы не можем историческим взглядом оценить ситуацию сегодняшнего дня, потому что все равно субъективно относимся ко всему -- в силу образования, жизненного опыта или каких-то впечатлений. <P> -- Один из героев ваших балетов -- Павел I -- прежде чем построить Михайловский замок, лет 20 его рисовал. Вы рисуете свой театр?<BR> -- Я не рисую на бумаге, но рисую в своем воображении. Это должен быть современнейший театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом историческом месте Петербурга. <P> Полный текст интервью читайте на dp.ru <P> <B>факты</B><BR> "Набережная Европы"<BR> - По проекту находится в Петроградском районе, между набережной Малой Невы, пр. Добролюбова, площадью при въезде на Биржевой мост и будущим продолжением ул. Талалихина.<BR> - Инвестор проекта -- ООО "Петербург Сити".<BR> - В настоящее время на этой территории расположены корпуса ФГУП РНЦ "Прикладная химия" (ГИПХ).<BR> - Участок будущего строительства занимает площадь 44.430 м2.<BR> - Планируется построить примерно 100.000 м2 недвижимости, в том числе бизнес-центр класса "А", фитнес-центр с бассейном, жилье, Дворец танца и др.<BR> - Дворец танца будет включать театр с залом на 1300 мест, репетиционные залы и учебные аудитории.<BR> - Комплекс "Набережная Европы" должен быть сдан в эксплуатацию до 31 декабря 2008 г. Первую очередь строительства намечено завершить в конце 2007 г.<BR> - Юридическими основаниями проекта являются: поручение Президента РФ В. Путина от 24 марта 2003 г. Пр-500 "О строительстве Дворца танца и многофункционального комплекса "Набережная Европы"; Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 20 ноября 2003 г. 6560-р; инвестиционный контракт, подписанный ФГУП РНЦ "Прикладная химия", Управлением ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Лен- области и ООО "Петербург Сити", и др.