Все статьи автора
2 июня 2004, 00:00 21

"Дворец танца -- пока частная инициатива"

Борис Эйфман отмерил на создание Дворца танца 10 лет

Борис Эйфман отмерил на создание Дворца танца 10 лет

Это должен быть театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом месте Петербурга.

СПб. После годичных мытарств Минкульт подписал контракт с Домиником Перро на строительство второй сцены Мариинки. В Петербурге существует еще один балетный мегапроект -- Дворец танца Эйфмана.


Дворец танца должен стать частью "Набережной Европы", которая, как планируется, заменит на панораме исторического центра Петербурга РНЦ "Прикладная химия" (он же ГИПХ). По планам "Набережная Европы" должна войти в строй в 2008 г., то есть даже раньше "золотой картофелины" Перро. Балетмейстер Борис Эйфман рассказал о нынешнем состоянии проекта.


-- Борис Яковлевич, как Вы думаете, насколько реальны Дворец танца и "Набережная Европы"?

-- Никто об этом не может сказать. Инвесторы, к примеру, были в Лондоне на Экономическом форуме и выступали там с проектом "Набережная Европы". Вы понимаете, сейчас Дворец танца -- это часть большого проекта, который задействован на территории ГИПХа. Сейчас в ГИПХ вернулся новый старый директор Гидаспов. Я очень боялся его прихода, но, насколько знаю, он занял очень правильную позицию, что институт нельзя отдавать частями. Вопрос надо решать принципиально. Или институт уходит целиком -- в другое, очень современное, обустроенное, удобное место, одобренное руководством ГИПХа, или не уходит.


-- Значит, 2008 г. -- не конечная цифра?

-- Я был свидетелем, как строят в Нью-Йорке. Там буквально в центре Манхэттена 5 лет назад был пустырь. Потом начались разговоры, что там будет строиться многофункциональный комплекс. С одним из условий -- его поставил бывший мэр Нью-Йорка -- там должен быть театр джаза. Я каждый год приезжаю в Нью-Йорк, видел, как началось и шло это строительство. А в последней поездке я увидел: уже стоят два близнеца -- два огромных стеклянных небоскреба, и там работает джаз-театр.

Я сегодня был у врача-кардиолога и задал ему вопрос: "Как сердце -- еще 10 лет выдержит?" Он сказал: "Да, а почему именно 10?" Я думаю, для того чтобы построить Дворец танца, надо минимум 10 лет. Для того чтобы в России чего-то добиться, надо жить очень долго и бить каждый день в одно местечко. И тогда, может быть, что-то пробьешь.


-- Насколько Вы уверены в успехе?

-- Лично я верю в то, что это получится. Потому что это не может не получиться. Это не театр для Эйфмана, это -- серьезная идея учебно-театрального комплекса. Цель -- создать комбинат, в котором бы существовали коммерческие и некоммерческие структуры, нацеленные на создание нового русского балета. Здесь должен появиться институт молодых хореографов, которые бы работали с труппой, которая будет называться Труппой XXI века. Кроме того, там будет мой театр и третья труппа, которая будет танцевать классику на высоком уровне. Это коммерческое направление, которое должно кормить современную труппу и школу молодых хореографов.


-- Работники ГИПХа уходили на пенсию в 45 лет -- по вредности. Не боитесь танцевать в таком месте?

-- На территории ГИПХа действительно ситуация очень страшная. Есть заключение экологического комитета: там тяжелый металл в почве, там производили ракетное топливо, и это топливо уходило в землю, а затем в Неву. Я читаю иногда, стоит ли такой известный и престижный институт, как ГИПХ, переносить в другое место -- тревожить нужное государству учреждение. Удивительно!

Насколько я знаю, там планируется 4-метровая очистка территории с выемкой грунта. И если институт уедет целиком, то тогда целиком территория будет очищаться. Это совсем другая идея. Очень дорогостоящая. Очень. Но тогда игра будет стоить свеч.


-- Если "Набережная Европы" в целом оценивается в $150 млн, то сколько стоит Дворец танца?

-- Сейчас этого сказать нельзя. Это не просто театр сам по себе: очистка территории от химикатов стоит тоже определенное количество миллионов. Кроме того, чтобы реализовать все идеи, мало частных инвесторов, потому что они ограничены какими-то своими финансовыми интересами. Сегодня в мире нет такого инвестора, который согласился бы реализовать все мои идеи. Пока проект не обретет государственную поддержку, я не могу быть уверенным, что он осуществится. Потому что балет в России всегда был элитным искусством и поддерживался на очень высоком уровне.

-- Архитектурный проект уже существует?
-- Нет, пока есть только план. Насколько я знаю, в рамках проекта "Набережная Европы" будут приглашаться очень достойные мировые архитекторы, каждый получит какое-то задание и будет его выполнять. Все будет контролироваться нашей архитектурной элитой -- место все-таки необычное, необыкновенное. В данном случае будет не конкурсная система, а индивидуальный выбор архитектора на каждое определенное место.

-- Вы знаете своего архитектора?
--- Пока нет. Я знаю несколько человек, но я не могу Вам сказать точно. Проблема моя в том, что я никак не могу подойти к реализации, вернее, меня еще не подпускают. Я не могу приехать к архитектору и сказать: я вас приглашаю. Потому что за моим приглашением ничего не стоит.
Если говорить о Мариинском театре, то там на всех совещаниях сидели министр строительства, министр культуры, министр финансов, премьер-министр даже однажды был. Это была государственная программа! Моя программа -- это пока частная инициатива.

-- Вам нравится то, что получилось в результате конкурса по второй сцене Мариинки?
-- Я думаю, что выбрали то, что хотели выбрать. Вернее, я бы так сказал: выбрали то, что хотели, из того, что имели. Проблема архитектуры -- очень серьезная. Я видел в Америке театры-новоделы, когда современный театр делается под старину. Ужасающее зрелище. В связи с Дворцом танца война мнений будет не меньшая, если не большая, чем с Мариинским театром. Потому что место такое лобное -- напротив Эрмитажа и Петропавловки. Поднимется такое!
Но нельзя забывать о том, что творилось в Париже, когда строили Эйфелеву башню. Мы не можем историческим взглядом оценить ситуацию сегодняшнего дня, потому что все равно субъективно относимся ко всему -- в силу образования, жизненного опыта или каких-то впечатлений.

-- Один из героев ваших балетов -- Павел I -- прежде чем построить Михайловский замок, лет 20 его рисовал. Вы рисуете свой театр?
-- Я не рисую на бумаге, но рисую в своем воображении. Это должен быть современнейший театр, который нельзя поставить нигде больше -- ни в пустыне, ни в Лас-Вегасе -- только в этом историческом месте Петербурга.

Полный текст интервью читайте на dp.ru

факты
"Набережная Европы"
- По проекту находится в Петроградском районе, между набережной Малой Невы, пр. Добролюбова, площадью при въезде на Биржевой мост и будущим продолжением ул. Талалихина.
- Инвестор проекта -- ООО "Петербург Сити".
- В настоящее время на этой территории расположены корпуса ФГУП РНЦ "Прикладная химия" (ГИПХ).
- Участок будущего строительства занимает площадь 44.430 м2.
- Планируется построить примерно 100.000 м2 недвижимости, в том числе бизнес-центр класса "А", фитнес-центр с бассейном, жилье, Дворец танца и др.
- Дворец танца будет включать театр с залом на 1300 мест, репетиционные залы и учебные аудитории.
- Комплекс "Набережная Европы" должен быть сдан в эксплуатацию до 31 декабря 2008 г. Первую очередь строительства намечено завершить в конце 2007 г.
- Юридическими основаниями проекта являются: поручение Президента РФ В. Путина от 24 марта 2003 г. Пр-500 "О строительстве Дворца танца и многофункционального комплекса "Набережная Европы"; Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 20 ноября 2003 г. 6560-р; инвестиционный контракт, подписанный ФГУП РНЦ "Прикладная химия", Управлением ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Лен- области и ООО "Петербург Сити", и др.

Новости партнеров
Реклама