Рая в шалаше не будет. Будет "Утопия"

"Третий парк" превращает шалаш Ленина в культурно-физкультурную "Утопию"

"Третий парк" превращает шалаш Ленина в культурно-физкультурную "Утопию"<BR> СПб. В Ленинграде был Музей Ленина, метрополитен имени Ленина и прочая и прочая и прочая. В Петербурге нет ни того, ни другого, ни третьего. <P> Зато в Разливе остался ленинский шалаш. На его месте вскоре возникнет большая "Утопия". При этом количество бронзовых вождей на 1 м2 музейной территории резко возрастет.<BR> <B>Не бизнес</B><BR> "Утопия" -- совместный проект ОАО "Третий парк" и Петербургского фонда музея города. На деньги одной из крупнейших частных транспортных компаний города в Курортном районе появится культурно-физкультурный парк.<BR> По неофициальным данным, в новую "Утопию" будет вложено более $1 млн. "В прошлом году глава администрации Курортного района обратился к нам с просьбой о благоустройстве ландшафтных зон района. Было предложено на выбор несколько территорий, мы выбрали Разлив -- место хорошее, но в последние 10 лет пришедшее в дикое запустение. Проект, по сути, чисто спонсорский, прибыли здесь не извлечь, да и цель такая не ставится. Только работы по благоустройству леса обошлись нам в несколько сот тысяч рублей", -- говорит заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Владимир Закордонский.<BR> <B>Не китч</B><BR> Автором "утопической" идеи для "Шалаша" стал Петербургский фонд музея города. "Накануне новогодних праздников раздался звонок из "Третьего парка". Владимир Дьяковский, генеральный директор ОАО "Третий парк", рассказал о "Шалаше". Честно говоря, первый встречный вопрос, который я ему задал, был не коммунист ли он", -- вспоминает директор Петербургского фонда музея города Алексей Балахонский.<BR> При создании концепции обновленного шалаша разработчики исходили из нескольких "не". "Реанимировать в прежнем статусе музей смысла не было. А что должно быть там? Понятно, что не красный уголок, и это уже хорошо. Но это должна быть и не заезженная многими ресторанами тема советского китча. И тогда возникла "Утопия". Утопия -- в позитивном смысле этого слова. Многие идеи, являясь, по сути, утопическими, дают прорыв в развитии общества", -- поясняет Алексей Балахонский.<BR> <B>Не пропаганда</B><BR> В советское время посмотреть на то, как Ленин жил несколько дней под видом финского косца, приезжало по несколько сотен тысяч человек в год. Последние 10 лет территория вокруг "Шалаша", особенно в межсезонье, напоминала больше площадку для медитаций. Информации о памятнике не оказалось даже в Интернете, шалашная тема присутствовала лишь в виде анекдотов, типа "Надя остановилась перед вывеской и прочитала вслух: "Пиво в розлив". Тут же Ленину в шалаш были отправлены два ящика пива и вязанка воблы".<BR> Однако чем дальше продвигалась работа над "Утопией", тем больше авторы проекты убеждались в "утопичности" своей идеи.<BR> "Шалаш" -- склонен к "утопии". С одной стороны, это один из основных коммунистических символов -- наравне с "Авророй". А с другой -- какой-то серьезной истории за этим местом не стояло. Во многом именно благодаря этому музей сохранился, в то время как другие музеи Ленина закрыли в 1991 г. И даже юридически его статус не был определен. Музей так и оставался в структуре отдела культуры администрации Курортного района", -- замечает Алексей Балахонский -- Когда же я увидел в музее экспонат за инвентарным номером -- копию рубашки Ленина, то понял, что мы идем правильным путем. Действительно, утопия".<BR> Планируется, что новый проект будет подробно рассматривать самые различные аспекты утопии. "У Томаса Мора в утопическом обществе неполноценные люди могли жить только за стенами этой утопии. Возможно много вариантов. Например, голландцы проводят соревнования на махолетах: кто пролетит наибольшее расстояние, тот получает приз. Американцы могут привезти выставку "Утопия американского общества", -- перечисляет Алексей. Однако в результате утопических перемен количество Лениных в Разливе не уменьшится, а напротив, увеличится. "Первым этапом реконструкции станет переэкспозиция музея. Ленин здесь будет рассматриваться не как историческое лицо, а как объект монументальной пропаганды. Чтобы показать -- какими были первые памятники, как они создавались, -- говорит Алексей Балахонский. -- У ленинских памятников были совершенно четкие каноны. Рука вытянута вперед, прижата к груди. Если нам удастся найти 10 идентичных Лениных с вытянутой рукой, то это уже само по себе -- интересная композиция. Если один памятник выполняет пропагандистские функции, то 10 одинаковых доводят пропаганду до абсурда".<BR> <B>Не серьезно</B><BR> Дополнять ленинскую часть "Утопии" будет физкультурная часть парка. "Сейчас мы ищем скульптуру советской эпохи. Не только Лениных, но и девушек с веслом, гипсовых пионеров с горнами, скамейки. В итоге оказалось, что в Музее городской скульптуры Лениных нет. Пытаемся выпросить бюсты на предприятиях, но люди расстаются с ними очень неохотно", -- рассказывает Владимир Закордонский. Помимо скульптур, в парк предполагается внедрить и другие советские объекты типа ретро-каруселей с самолетами и ракетами. А также детские игровые площадки, открытый каток с искусственным льдом, кафе и др.<BR> "Существуют какие-то элементы эпохи, которые должны сохраняться без оценки -- позитивной или негативной. Ленин, как ни крути, очень серьезная тема. И обычно требуется встать либо с одной стороны баррикад, либо с другой. Парк позволяет выйти за рамки обсуждения фигуры Ленина и его значимости в истории -- к более легким вопросам. В итоге же может получиться любопытный заповедник", -- считает Алексей Балахонский.<BR> "В оформлении кафе будет советский агитационный фарфор 20-х гг., а также планируем сделать выставку рисунков членов ЦК, которые они делали во время заседаний. Говорят, Берия эти рисунки коллекционировал и дал команду офицерам НКВД собирать их после пленумов со столов", -- поведал Владимир Закордонский. <P> <B>факты</B><BR> <B>История шалаша</B><BR> - Июль-август 1917 г. -- на сенокосной поляне в шалаше из ветвей и сена живут Ленин и Зиновьев.<BR> - 1927 г. -- по инициативе рабочих Ленинграда и Сестрорецка открыт гранитный памятник "Шалаш" архитектора Александра Гегелло.<BR> - 1964 г. -- на краю поляны построен экспозиционный павильон по проекту архитекторов В. Кирхоглани, В. Норина и В. Кондратьева. На территории музея шалаш, очаг и "зеленый кабинет" Ленина.<BR> - 1990 г. -- музей "Сарай" и "Шалаш" объединены в единый мемориальный комплекс площадью 24 га.<BR> - 2004 г. -- "Утопия"<BR> Источник: Петербургский фонд музея города