Частные лоцманы выходят на фарватер

Монополия администрации порта разрушена

<B>Монополия администрации порта разрушена</B><BR> СПб. После 3-летнего перерыва в порту Петербурга вновь появятся негосударственные лоцманы. <P> После многолетних судебных разбирательств Конституционный суд РФ, высшая судебная инстанция, поддержал иск независимых лоцманов о признании незаконным постановления Правительства РФ, запрещавшего их работу.<BR> Официальная позиция ФГУП "Росморпорт", которому в течение месяца будут переданы лоцманские службы морских администраций портов, такова: "Решение суда не означает, что уже завтра негосударственные лоцманы могут выходить на работу, последнее слово суд оставил за Госдумой".<BR> <B>Лоцманы выберут сами</B><BR> Однако сами независимые лоцманы уже празднуют победу. "Мы намерены начать работу уже в мае", -- заявил президент Ассоциации морских лоцманов России Владимир Егоркин. По его словам, за 3 года вынужденного простоя автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" (ОМЛ) удалось сохранить всю техническую базу. По его мнению, работающие сейчас в Морской администрации порта Cанкт-Петербург (МАП) лоцманы захотят перейти в его общество, потому что там им будут предоставлены гораздо лучшие условия работы. "Это очень серьезный рынок, -- считает Владимир Егоркин. -- Из $25 млн годового оборота лоцманских услуг во всех российских портах не менее трети приходится на Петербург".<BR> <B>Закон разрешает</B><BR> В 2001 г. Правительство РФ исключило Петербург из списка портов, в которых разрешено работать негосударственным лоцманам. Этот рынок полностью перешел под контроль МАП. Большая часть лоцманов перешла на работу в администрацию, а руководство ОМЛ решило оспорить это решение в суде.<BR> В знак протеста против решения правительства ОМЛ провело забастовку лоцманов в порту Петербурга, что привело к потерям участников рынка примерно в $500 млн (по оценкам ФГУП "Росморпорт"). Тогда в негосударственные структуры входило более 80% лоцманов порта и лоцманскую службу МАП пришлось создавать почти с нуля.<BR> Главный специалист отдела внешних связей МАП Евгений Кленов отметил, что, несмотря на отсутствие запрета на работу частных лоцманов в других портах Ленинградского региона, в Высоцком, Приморском и Усть-Лужском портах работают только специалисты лоцманской службы МАП. "Да, теперь закон не запрещает частникам работать , но только после того, как все тонкости будут приведены в соответствие с законом, -- считет он. -- Юридически этот вопрос не закрыт". <P> <B>есть мнение</B><BR> Игорь Глухов, генеральный директор ЗАО "Инфлот ворлдвайд Санкт-Петербург":<BR> "Работа лоцманов -- это в первую очередь безопасность мореплавания, а этот аспект может любой бизнес отправить под откос. Хозяйствующие субъекты могут спорить как угодно, но главное -- сохранить вопросы безопасности.<BR> В 2004 г. планируется значительное увеличение судооборота в порту, так что работы хватит всем лоцманам. Есть определенный тариф, который определяется ставками государственных сборов, поэтому снижение стоимости лоцманских услуг сомнительно". <P> <B>ИСТОРИЯ ВОПРОСА</B><BR> - Январь 2001 г. Постановление Правительства РФ 538 исключило порт Петербурга из списка объектов, в которых возможна деятельность частных лоцманов.<BR> - Август 2001 г. Забастовка 80% лоцманов порта. Ущерб составил $500 млн. Эта акция не принесла успеха лоцманам, и Правительство РФ настояло на их переподчинении.<BR> - Октябрь 2002 г. Конституционный суд РФ принял к рассмотрению иск частных лоцманов о незаконности Постановления 538.<BR> - Апрель 2004 г. Конституционный суд РФ признал это постановление назаконным.