Обещанный рейтинг три года ждут

Только на общественном признании Россия теряет около $100 млрд прямых инвестиций в год. Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) уверяет, что рейтинг России еще долго будет доинвестиционным.

<b>Только на общественном признании Россия теряет около $100 млрд прямых инвестиций в год</b><BR><br>Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) уверяет, что рейтинг России еще долго будет доинвестиционным.<br><P><br>За последние 3 года агентство Standard&Poor's (S&P) семь раз повышало рейтинговую оценку РФ. Однако инвестиционный уровень остается для России пока недостижимым. По оценке компании PricewaterhouseCoopers, Россия недосчитывается около $100 млрд прямых инвестиций ежегодно из-за недостаточного рейтингового признания.<BR><BR><br><B>Долгий ящик</B><BR><br>Последним детальным исследованием S&P, посвященным оценкам российского рейтинга, стала работа директора группы суверенных рейтингов агентства S&P Хелены Хессел. Ее выводы неутешительны: инвестиционный рейтинг в ближайшем обозримом периоде Россия не получит.<BR><br>S&P в настоящее время производит рейтинговую оценку 93 стран. Инвестиционного рейтинга достигли не более десятка. Из европейских стран это Венгрия, Польша и Словакия.<BR><br>Хелена Хессел считает, что полезен сравнительный анализ России с этими странами. Политическую обстановку, соответствующую начальной инвестиционной категории, характеризуют политическая законность и последовательность политики. Правительство должно иметь стабильные, предсказуемые институты, независимые как политически, так и экономически.<BR><br>В реакции на изменяющиеся условия им должна быть свойственна гибкость, способность реагировать быстро и без существенных разрушений. Такие государства входят в глобальные торговые и финансовые системы, подвержены минимальным внешним и внутренним рискам безопасности. Формы управления устойчивы и предсказуемы.<BR><br>Страны, инвестиционная категория которых оценивается S&P как слабая (BBB), характеризуются умеренным доходом и уровнем развития экономики, относительно диверсифицированной экономикой и удовлетворительным экономическим ростом в неблагоприятных внешних условиях.<BR><BR><br><B>Слабая диверсификация</B><BR><br>Государства неинвестиционного уровня не могут похвастаться высоким значением валового национального продукта (ВНП) на душу населения.<BR><br>Так, для России это значение в 2002 г. составляло $2800 против медианного уровня "BBB" $3800. В момент повышения рейтинга до инвестиционного у всех государств доход на душу населения был существенно выше, чем существующий сейчас в России.<BR><br>Характерными чертами государств неинвестиционного уровня S&P считает низкий уровень дохода на душу населения, экономическую зависимость от нескольких видов товаров, слабое развитие многих секторов экономики и перекос в распределении доходов.<BR><BR><br><B>Чиновники и олигархи</B><BR><br>S&P отмечает крайне слабую диверсификацию российской экономики. Промышленность, которой управляют лица от власти и олигархи, составляет 80% экспорта, отсутствует активно развивающийся частный сектор. Рост экономики крайне чувствителен к снижению цен на нефть.<BR><br>Банковскую систему России S&P считает одной из самых слабых из всех рейтингуемых государств.<BR><br>Уровень прямых иностранных инвестиций (Foreign direct investment, FDI) остается в России крайне низким в силу существующей власти монополий, концентрации собственности производственных фондов, дефицита имущественных прав, потенциала для злоупотребления властью и произвольного принятия решений.<BR><br>В 2002 г. FDI составил в России 8,1% от ВНП. В том же временном периоде это соотношение составляло около 30% в Венгрии, Словакии, Мексике, возрастая до 70% в Южной Африке.<BR><br>Вместе с тем S&P отмечает, что уровень ликвидности за счет продаж нефти очень высокий. Польша имела отношение FDI к ВНП 10%.<BR><BR><br><B>Валютная политика</B><BR><br>Центральный Банк России с его более чем 80 тыс. служащими Хелена Хессел считает бюрократичной и непрозрачной организацией. Для примера: в Федеральной резервной системе США работает около 10 тыс. служащих.<BR><br>S&P дает позитивную характеристику стратегии председателя ЦБ России Сергея Игнатьева, отмечает прозрачную и компетентную валютную политику, усиление банковского надзора и сдвиги в сфере страхования депозитов, однако указывает также на ограниченность финансового инструментария.<BR> Хелена Хессел отмечает, что способность России обслуживать свой внешний долг значительно усилилась. Устойчивый обмененный курс и политическая стабильность помогли уменьшить отток капитала.<BR> Внешний долг уменьшился с 165% текущих платежей в 1998 г. до 63,5%. Однако это существенно выше уровня внешнего государственного долга половины стран с инвестиционным рейтингом.<BR> В целом S&P отмечает значительный прогресс с момента кризиса 1998 г. в структурных реформах и макроэкономической стабилизации.<BR> В то же время констатируются отсутствие жизненности банковского сектора, низкая мобильность рынка труда, слабый прогресс в демонополизации экономики.<BR> Российская валютная политика признается эффективной и, по мнению S&P, не препятствует получению инвестиционного рейтинга. Инфляция в 12% даже ниже, чем инфляция в Польше и Венгрии во время присвоения им инвестиционного рейтинга. <P> <B>факты</B><BR> <b>Страны, достигшие инвестиционного рейтинга S&P</b><ul> <li>Венгрия<BR> <li> Мексика<BR> <li> Польша<BR> <li> Республика Корея<BR> <li> Словакия<BR> <li> Тринидад и Тобаго<BR> <li> ЮАР</ul> <br><br>