Контрафакт отступает, но не сдается

Законы не спасают от фальсифицированной продукции

<B>Законы не спасают от фальсифицированной продукции</B><BR> СПб. Несмотря на усиление законодательной базы по защите прав потребителей и интеллектуальной собственности, объем фальсифицированной и контрафактной продукции на рынке не снижается. <P> Как считают эксперты, это свидетельствует, как минимум, о двух факторах -- низкой покупательской способности основного количества потребителей (вследствие чего спрос на недорогую продукцию высок) и о том, что российский рынок в целом еще находится на стадии становления (операторы в полной мере не контролируют развитие рынка).<BR> <B>Логика развития рынка</B><BR> В секторах, где состав игроков определился, а рынок поделен между ними, подделок сравнительно мало или совсем нет. То есть на наличие фальсификатов в конкретном рыночном секторе влияют такие факторы, как прозрачность рынка и его внутреннее регулирование самими операторами.<BR> Так, на чайном рынке идет процесс укрупнения компаний (более 50% рынка контролируют ООО "Орими Трэйд", "Май" и ООО "Юнилевер СНГ"), а следовательно, и развитие торговых марок. По словам генерального директора Российской ассоциации производителей чая и кофе (Росчайкофе) Рамаза Чантурия, усиление торговых марок требует их защиты от подделок. Поэтому в каждой компании есть службы безопасности, которые оперативно реагируют на появление на рынке фальсификатов.<BR> "Присутствие на рынке брендовой продукции очищает его от подделок, -- считает Рамаз Чантурия. -- Именно поэтому, на чайном рынке контрафакт занимает не более 2%".<BR> <B>Обратный пример</B><BR> В то же время на рынке спортивной одежды уровень фальсифицированной продукции остается высоким. Причина в том, что владельцы известных мировых брендов практически ничего не могут поделать с "пиратами".<BR> С этим соглашаются, в частности, представители пресс-службы российского подразделения Reebok.<BR> На рынке алкогольной продукции фальсификаты никогда не переводились. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), около 7% всей производимой в России алкогольной продукции является контрафактной. Несмотря на четкую ориентированность производителей на создание брендовой продукции, подделываются практически все виды алкоголя. Исключение составляют только пиво и слабоалкогольные коктейли.<BR> "Наносимый ущерб от контрафакта алкоголя мы оцениваем примерно в 15 млрд рублей в год", -- говорит председатель правления НАА Павел Шапкин. <P> <B>факты</B><BR> Объемвыявленной и снятой с продажи фальсифицированной продукции в январе 2004 г. Управлением Госторгинспекции по Петербургу и Ленобласти<BR> Всего на сумму 1172,6 тыс. руб.<BR> - В 2003 г. Госторгинспекция проверила по России 60 тыс. торговых предприятий.<BR> - По их итогам возбуждено более 700 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечены более 17 тыс. человек.<BR> - Из оборота изъято некачественной и фальсифицированной продукции более чем на 400 млн руб.<BR> - Закрыто 2,5 тыс. киосков и торговых точек.<BR> Источник: Управление Госторгинспекции по Санкт-Петербургу и Ленобласти (СФ) <P> <B>Цифры</B><BR> Свыше 36 тыс. человек погибли в России в 2002 г. от отравления фальсифицированной алкогольной продукцией. <P> <B>по закону</B><BR> - Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 146 Уголовного кодекса РФ". Согласно новой редакции ФЗ введена ответственность за приобретение, хранение, перевозку контрафактных аудио-, видеоносителей, если они осуществляются с целью сбыта. Уточнены количественные критерии нанесенного ущерба. Содержится расшифровка понятий "крупный размер" и "особо крупный размер", которые приравнены соответственно к 100 и 500 МРОТ.<BR> - Постановление Правительства РФ 421 (от 12.07.03), согласно которому не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток.<BR> - Приказ Минпечати РФ 5/1 (от 29.07.03) "О работе МПТР России по лицензированию деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей и по контролю за деятельностью лицензиатов", согласно которому при МПТР будет создана трассологическая лаборатория оптических носителей информации (по аутентификации CD и DVD-дисков). <P> <B>есть мнение</B><BR> Владимир Евстратьев, заместитель генерального директора ХК "Ладога":<BR> "По нашим оценкам, нелегальный рынок алкогольной продукции занимает 40-45% от его общего объема. При росте ставок акцизов выше уровня инфляции из года в год фиксируется снижение уровня легального производства. За 2003 г. легальное производство крепкой алкогольной продукции уменьшилось на 3,3%. А показанный розничной торговлей уровень нелегального производства и оборота в 2003 г. вырос и составил 35%. В основном производители самостоятельно решают проблему фальсификатов, максимально защищая свой продукт от подделки и строго контролируя дистрибуцию. Предприятие, которое пришло всерьез и надолго, прилагает все усилия для поддержания на рынке своей репутации".<BR> Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации:<BR> "В защите рынка от контрафактной алкогольной продукции участвуют как сами субъекты рынка, так и государственные органы.<BR> Производители разливают напитки в оригинальную тару, используют защитные колпачки на бутылках.<BR> Что касается импортной продукции, то Государственный таможенный комитет применяет меры по защите интеллектуальной собственности. Таможенники имеют списки российских дилеров, работающих с конкретными зарубежными производителями алкогольных напитков. Кроме того, для того чтобы торговать на внутреннем рынке, компании должны иметь право на реализацию конкретных торговых марок".