Владимир Васильев:<br> "Единый экзамен отнимет у вузов абитуриента"

Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, неоднозначно оценивает эксперимент по единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку, который будет проведен в Петербурге

Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, неоднозначно оценивает эксперимент по единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку, который будет проведен в Петербурге нынешним летом.<br><P><br>-- В этом году наш город дал согласие на проведение единого государственного экзамена только по русскому языку.<BR><br>По большому счету, не хочется терять старые способы и уже сложившиеся традиции в области образования. С другой стороны, по понятным причинам, если вся Россия идет на единый государственный экзамен и число регионов РФ расширяется, то и в нашем университете мы тоже решили принимать для себя эту систему.<br><P><br>-- Сложно ли было пойти на этот шаг и поменять уже устоявшуюся систему?<BR><br>-- Дело в том, что мы решили ввести дополнительно к единому государственному экзамену еще и собеседование в виде тестирования. Я всегда считал и продолжаю считать, что единый государственный экзамен не может являться единственным критерием поступления в высшее учебное заведение.<br><P><br>-- Вы считаете, что результатов этих будет недостаточно для поступления?<BR><br>-- Дело в том, что в таком случае я просто потеряю своего абитуриента. А все вопросы, поднимаемые в этой связи по поводу того, что сокращаются расходы семей на переезды и сдачу экзаменов, а также развитие коррупции и взяточничества в вузах, я считаю некорректными. Даже если в вузе берут взятки, как любят утверждать обыватели, то этот финансовый поток со сменой ситуации просто переместится в школы.<BR><br>В нормальных вузах сегодня ситуация такова, что мы, наоборот, вкладываем средства, чтобы найти своего абитуриента. А что касается переездов, то тут можно и другие формы придумать. По существующим правилам я действую следующим образом: рассылаю результаты единого государственного экзамена по всем вузам. Приемная комиссия смотрит баллы, отбирает кандидатов и кто-то попадает к нам. После этого мы пишем письмо, что берем человека, а потом выясняется, что он идет в другой вуз. И тогда приходится искать другого абитуриента. Когда подобные эксперименты проводились в Москве, хорошие и престижные вузы недополучили около 30%.<br><P><br>-- В чем на ваш взгляд все-таки заключается главная опасность проведения ЕГЭ?<BR><br>-- Эта система позволяет видеть только оценки абитуриента, а как он работал, чего достиг -- неизвестно. Таким образом, получается, что мы берем людей как по анкете. В этом и есть главная опасность, особенно если оставлять только один единый государственный экзамен и ориентироваться только на его результаты. Кроме того, по нему может возникнуть много чисто технических вопросов: кто составлял тесты и вопросы, насколько они корректны и правильно составлены и т.д. И у нас сегодня, стратегически получается, разрывается связь вузов и школ. Главное достижение советской системы в образовании -- это работа и взаимодействие вузов с общеобразовательными учреждениями. Ведь тогда просто не будет никакой мотивации. Например, в США только сейчас пришли к этой системе и считают великой находкой, что в 31 штате США осуществляется взаимодействие школ и университетов.<BR><br>В итоге мнение мое таково, что единый государственный экзамен проводить можно, но рассматривать его надо как некий обязательный норматив. Но главная задача, которая должна ставиться перед вузами, -- это поиск своих абитуриентов и студентов. Идеальная система может сложиться при наличии единого государственного экзамена, но не как единственного параметра для поступления в вуз.<br><P><br><B>Кстати</B><BR><br>В текущем году ЕГЭ будет проводиться только по одному предмету -- русскому языку. Он обязателен для всех выпускников, независимо от того, намерен молодой человек поступать в вуз или нет. Все вузы обязаны учитывать результаты ЕГЭ по русскому языку. В ряде институтов, университетов они пойдут в зачет вместо сочинения.<BR><br>Для подготовки и проведения экзамена в Петербурге в этом году предполагается привлечь около 5 тыс. человек -- это учителя, эксперты, организаторы.<BR> Правила приема в высшие учебные заведения в 2004 г. ориентировочно будут опубликованы в феврале.