"Табуреточные" тендеры развивают производство

Компании заинтересованы в участии в конкурсах разных уровней

<B>Компании заинтересованы в участии в конкурсах разных уровней</B><BR> Победа в тендерах на поставку мебели в бюджетные и коммерческие организации позволяет мебельщикам увеличивать объемы производства в несколько раз. <P> По словам генерального директора ООО "Моника-СПб" Максима Мирошкина, победа в конкурсах 2002 и 2003 гг. на поставку мебели в учреждения социальной сферы Ленинградской области позволила компании нарастить производство в 3 раза. Некоторым компаниям удается в год поучаствовать более чем в 10 конкурсах -- региональных, городских и федеральных. Причем победа в любом из них означает как гарантированно проплаченный заказ, так и увеличение узнаваемости марки без каких-либо затрат на рекламу и продвижение. "Предприятие получает определенный объем заказа и своего рода рекомендации для участия в будущих конкурсах, -- рассказывает генеральный директор ООО "Гатчинская мебельная фабрика" Михаил Мочалов. -- То есть победа в конкурсе работает не только на настоящее компании, но и на ее будущее".<BR> Ежегодно в России проводятся десятки конкурсов. Каждое ведомство или комитет имеет право на его проведение, если в бюджете заложена определенная статья расходов. Если говорить о регионах, здесь -- несколько иначе и происходит все централизованно. <P> <B>В регион за</B><BR> <B>Госзаказом</B><BR> Госзаказ на мебель для социальных нужд Ленинградской области централизованно начал формироваться с конца 2001 г. Изначально предполагалось, что мероприятие будет направлено на развитие региональных предприятий.<BR> "Сейчас администрация Ленобласти, определяя победителя на поставку мебели в бюджетные организации, не смотрит, петербургская это или региональная компания", -- говорит Максим Мирошкин.<BR> Тем не менее петербургские мебельщики спешат освоить область к тому времени, когда ситуация с распределением Госзаказа изменится в пользу региональных производителей. А это может произойти в любой момент. По словам Михаила Пильцера, генерального директора Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленинградской области и СПб (входит в Оценочную комиссию, которая, в свою очередь, дает рекомендации Конкурсной комиссии по распределению Госзаказа), Ассоциация, лоббируя интересы местных производителей, добивается, чтобы при распределении Госзаказа предпочтение отдавалось предприятиям, зарегистрированным в Ленинградской области. С начала 2000 г. небольшие мебельные компании (количество рабочих 100-120 человек) из Петербурга начали переносить свои производственные площадки в Ленинградскую область -- ООО "Санти" на базе Гатчинской мебельной фабрики создало региональное подразделение, ООО "Моника-СПб" запустило производство в Гатчинском районе. <P> <B>Дополнительное</B><BR> <B>преимущество</B><BR> По мнению же мебельщиков, производство в регионе, кроме дополнительной возможности участия в конкурсе на получение областного Госзаказа, позволяет снизить издержки. <P> <B>Разный уровень</B><BR> Одним из емких лотов в Госзаказе (в целом по России) является офисная мебель. Например, в 2003 г. поставки офисной мебели в бюджетные организации увеличились более чем на 30% -- до 816 млрд рублей.<BR> Однако тендерные заказы, за которые берутся небольшие предприятия, отличаются от заказов, выполняемых крупнейшими петербургскими предприятиями -- "Севзапмебелью" и Первой мебельной фабрикой. Если на долю первых приходятся в основном социальные объекты (см. табл.), требующие максимального качества при минимальных ценах, то вторые участвуют и в конкурсах, где кроме качества продукции необходимо умение делать мебель, стилизованную под интерьеры помещений. Например, Первая мебельная фабрика поставила мебель в Константиновский дворец. А "Севзапмебель" по специальному заказу Управления делами Президента изготовила мебель для проведения заседания Государственного совета РФ, проходящего в Георгиевском зале Государственного Эрмитажа.