Быть или не быть скидкам

Екатерина Чернышева, аудитор ООО "АКГ "Юридическая Бизнес Коллегия"

Екатерина Чернышева, аудитор ООО "АКГ "Юридическая Бизнес Коллегия" <P> Как юридически обосновать скидки?<BR> В мировой практике существуют различные виды скидок: например, простая скидка со справочной (прейскурантной) цены; скидка при покупке за наличный расчет; бонусная скидка (за оборот); скидка за количество; дилерская скидка; скидка на пробные партии товаров; сезонная скидка; скрытая скидка в виде бесплатного оказания услуг и др.<BR> Согласно российскому законодательству налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам только в следующих случаях (в иных случаях налоговый орган не вправе проверять правильность применения цен -- см. Постановление ФАС СЗО от 25.02.03 А56-28727/02):<BR> * между взаимозависимыми лицами;<BR> * по товарообменным (бартерным) операциям;<BR> * при совершении внешнеторговых сделок;<BR> * при отклонении более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного времени (п. 2 ст. 40 НК РФ).<BR> Выявление ситуации, описанной в последнем пункте, не влечет за собой непосредственно доначисление налога и пени, но дает право налоговому органу проверить правильность применения цен по таким сделкам (см. Постановление ФАС СЗО от 12.03.03 А21-7614/02-С1). Только при обнаружении отклонения цен в сторону повышения (понижения) более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени (п. 3 ст. 40 НК РФ).<BR> Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -- однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).<BR> НК РФ при определении рыночной цены учитывает лишь несколько видов скидок, вызванных: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей (п. 3 ст. 40 НК РФ).<BR> Применение иных скидок, размер которых, по мнению налогового органа, превышает 20% от рыночной цены товара (работы, услуги) может послужить причиной судебного спора. Однако обязанность доказывания несоответствия рыночным ценам цен, применяемых налогоплательщиком, возложена на налоговый орган (см. Постановление ФАС СЗО от 25.11.02 А26-3399/02-02-11/<BR> 136). Кроме того, при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, указанными в пп. 4-11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). Тем не менее обоснованность применяемой налогоплательщиком ценовой политики целесообразно отразить во внутренних документах предприятия.<BR> Порядок определения рыночной цены можно разбить на несколько взаимозависимых этапов: определение рынка данных товаров, работ, услуг; выявление идентичных товаров, работ, услуг; поиск информации о ценах на идентичные товары, работы, услуги; выявление однородных товаров, работ, услуг (если отсутствует информация об идентичных товарах); поиск информации о ценах на однородные товары, работы, услуги.<BR> При этом должен быть выполнен ряд условий, касающихся как источников информации, так и условий сделок, на основании которых налоговый орган определяет рыночную цену.<BR> И только при отсутствии на соответствующем рынке сделок или предложения идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, а также в случае отсутствия (недоступности) информации, необходимой для определения рыночной цены (см. Постановление ФАС СЗО от 07.04.03 А56-<BR> 13605/02), налоговый орган вправе использовать метод цены последующей реализации. При невозможности применения метода цены последующей реализации налоговый орган вправе применить затратный метод (п. 10 ст. 40 НК РФ).<BR> Очевидно, что порядок определения рыночной цены, установленный ст. 40 НК РФ, довольно сложен. Арбитражные суды при рассмотрении подобного рода споров придерживаются формальной точки зрения, налоговому органу доказать в суде правомерность применения тех или иных цен в качестве рыночных очень непросто (см. постановления ФАС СЗО от 17.03.03 А56-26544/02, от 25.11.02 А26-3399/02-02-11/136, от 01.07.02 А05-2590/02-115/22, от 10.06.02 А56-2668/02).