Транспортная стратегия грозит Петербургу деньгами

На своем последнем заседании Правительство РФ одобрило в целом Транспортную стратегию Российской Федерации. Документ, который чиновники готовили весь 2003 г., наполнен противоречиями.

<BR><BR>На своем последнем заседании Правительство РФ одобрило в целом Транспортную стратегию Российской Федерации. Документ, который чиновники готовили весь 2003 г., наполнен противоречиями.<BR><BR>Декларативный отказ государства от "неоправданного вмешательства в транспортную деятельность" сочетается в нем с желанием Министерства транспорта РФ непосредственно участвовать в создании транспортной инфраструктуры.<BR><BR><B>Привязанный ВВП</B><BR>Отчасти это объясняется несовершенством механизмов финансирования. Чиновники Минтранса признают, что ограниченных и распыленных ресурсов федерального бюджета недостаточно даже для завершения советского транспортного "недостроя". Но иной рыночной системы, обеспечивающей воспроизводство основных фондов и инновации, просто не существует.<BR>Сейчас на финансирование транспорта (из всех источников) направляется свыше 350 млрд рублей в год. Минтранс предлагает увеличить эту сумму, привязав ее к величине ВВП России -- до 3,8%, или примерно 600 млрд рублей. При этом на первом этапе (2004-2010 гг.) инвестиции в транспорт должны превышать 4% ВВП, а на втором этапе (2011-2025 гг.) -- постепенно снижаться до уровня 3% от ВВП. Снижение должно происходить в основном за счет уменьшения доли бюджетного финансирования к 2010 г. на 10%, а к 2020 г. -- на 15%.<BR>Единственный сектор, в котором доля госинвестиций уменьшаться не будет, -- автомобильный транспорт, прежде всего автодорожное строительство. На их развитие на первом этапе должно направляться до 2,5% ВВП. Минтранс подготовит к апрелю 2004 г. национальную программу развития автомобильных дорог.<BR><BR>Где деньги?<BR>Как раз проблема финансирования и вызвала больше всего вопросов у членов правительства. Концепция Минтранса предполагает, что до 70% всех необходимых ресурсов составят частные инвестиции. Однако это выглядит скорее как благое пожелание, чем честный прогноз.<BR>В качестве более-менее реальных механизмов, предлагаемых чиновниками, -- субсидирование процентных ставок по кредитам и возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей. Такая схема применяется в гражданской авиации, планируется распространить ее на закупку отечественных судов, автобусов, грузовых автомобилей и локомотивов.<BR><BR><B>Надежда на займы</B><BR>Кроме того, министерство предлагает привлекать внешние и внутренние займы для реализации высокоэффективных инфраструктурных проектов. Потребность в них только дорожное хозяйство оценивает в $1 млрд в год. Речь идет в том числе и о целевых займах под государственные гарантии. Немалую надежду разработчики возлагают на расширение механизмов государственно-частного партнерства (концессии, схемы "построил-используй-передай", долгосрочной аренды и др). Впрочем, эти схемы до сих пор не имеют надлежащей законодательной базы. Последняя минтрансовская приманка для инвесторов в документах изящно названа "поэтапным расширением элементов платности за пользование инфраструктурой".<BR>Кабинет министров на своем заседании хотя и признал правильными идеи Минтранса, отправил их на доработку. Правительство вновь рассмотрит проект стратегии в феврале 2004 г. В течение первого полугодия оно рассмотрит также "вопросы совершенствования механизмов финансирования наиболее крупных проектов в области развития транспортной инфраструктуры, федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" и долгосрочной программы развития автодорог.<BR><BR><B>Из Транспортной стратегии РФ</B><BR>"Участие государства в транспортной деятельности является в настоящее время в целом избыточным, как в сфере транспортного предпринимательства, так и в отдельных вопросах регулирования транспортной деятельности.<BR>Экономической основой функционирования транспортной системы является конкуренция независимых операторов -- поставщиков транспортных услуг и услуг транспортной инфраструктуры.<BR>Государство должно прекратить участие в качестве предпринимателя на конкурентных рынках перевозочных транспортных услуг.<BR>В части услуг инфраструктуры необходима коммерциализация ее использования, привлечение частных операторов к ее созданию и эксплуатации. В перспективе возможна поэтапная приватизация отдельных элементов транспортной инфраструктуры. В тех секторах, где приватизация невозможна, следует поощрять использование различных форм государственно-частного партнерства".<BR><BR><B>Петербург и СЗФО в Транспортной стратегии РФ</B><BR>Приоритетные транспортные проекты СЗФО:<BR><B>v Строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга</B><BR><B>v Развитие паромных линий на Балтике</B><BR>v Модернизация арктической транспортной системы (включая завершение строительства "50 лет победы" и создание нового поколения атомных ледоколов)<BR><B>v Ввод портового комплекса в Усть-Луге</B><BR><B>v Система обеспечения безопасности судоходства в Финском заливе</B><BR><B>v Сооружение высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург -- Москва</B><BR><BR>Предполагается, что в результате реализации Транспортной стратегии к 2025 г.<BR>v Подвижность населения вырастет на 50% (в 2003 г.<BR>-- 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах -- более 10.000 км)<BR>v Восемь из 10 российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (в 2003 г. -- каждая вторая семья, в Западной Европе-- 1,5 автомобиля на семью)<BR>v Мощности портовой инфраструктуры позволят обеспечивать до 85% внешнеторговых операций (в 2003 г. -- 75%)<BR>v Грузоемкость ВВП снизится на 8-10% (в 2003 г. -- 9,5 т/км на $1 ВВП, в развитых странах -- 1, в СССР -- более 12)<BR>v Скорость грузового сообщения возрастет на 15-20%, а в основных международных транспортных коридорах -- на 20-30%<BR>v Индекс роста транспортных тарифов не превысит 0,8-0,9 темпов инфляции (в 2003 г. -- 1,1 за счет тарифов естественно-монопольного сектора)<BR>v Более 50% тоннажа контролируемого Россией торгового флота будет зарегистрировано в национальных реестрах (в 2003 г. -- 35%)<BR><B>v Транзитные перевозки через территорию России составят 60-70 млн т, будут приносить более $2 млрд дохода ежегодно</B><BR>v Показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 50% (в 2003 г. -- 1,2; в развитых странах -- порядка 0,3)<BR>