00:0016 декабря 200300:00
25просмотров
00:0016 декабря 2003
Проблему сырья каждый решает по-своему
<BR><BR><B>Проблему сырья каждый решает по-своему</B><BR>Сокращение поголовья скота проецируется на развитие рынка цельномолочной продукции.<BR><BR>За 9 месяцев 2003 г. сельхозпредприятия, поставляющие молоко на переработку молокозаводам, снизили надои на 3,5% относительно 9 месяцев 2002 г. Как следствие -- снижение темпов производства молочных продуктов относительно прошлого года. Если в I квартале 2003 г. прирост по группе цельномолочных продуктов составлял 8%, то в III квартале -- около 3% (см. табл.). По прогнозам ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяны Рыбаловой, к концу года этот показатель по оптимистическому сценарию снизится до 2,5%.<BR><BR>Импорт растет...<BR>Восполнить нехватку сырья взялись зарубежные производители. Но, естественно, готовой молочной продукцией. Динамика поставок из-за рубежа, по данным Госкомстата, только за апрель-октябрь 2003 г. увеличился примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (см. табл.).<BR>За первое полугодие 2003 г. примерно на 50% возрос импорт молока и сгущеных сливок, более чем на 10% -- сыра и около 5% -- сливочного масла. Если молоко и сгущеные сливки привозятся в основном из стран СНГ, то импортерами сливочного масла являются страны дальнего зарубежья (наиболее крупные поставки осуществлялись из Новой Зеландии, Финляндии, Германии).<BR><BR><B>...цены тоже</B><BR>На потребительском рынке снижение выработки молока сказалось через повышение цен. "На цельномолочную продукцию цены выросли на 5-10% с начала года", -- говорит Татьяна Рыбалова.<BR>Более точно оценивают динамику розничных цен специалисты компании ACNielsen. "С февраля по сентябрь 2003 г. наибольший рост розничных цен (по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.) отмечен в секторах "питьевой йогурт" (+30,1%), "масло и маргарин" (+18,4%), "десерты с добавлением сока" (+16,2%), "десерты творожные" (+12,6%) и "десерты жидкие" (+11,4%)", -- отмечает менеджер по коммуникациям ACNielsen Александра Разова.<BR><BR><B>Проблем нет</B><BR>Однако далеко не для всех производителей молочных продуктов проблема сырья стоит остро. "У нас надежные партнеры, поэтому никаких сбоев с поставками сырья у компании нет", -- говорит начальник отдела рекламы и маркетинга ОАО "Петмол" Илья Григорьев.<BR>Нет проблем и у других производителей молочных продуктов. "Если раньше наши фермы поставляли сырое молоко "на сторону", то сейчас в основном все идет на собственное производство, -- рассказывает представитель одной из петербургских компаний, пожелавший остаться неназванным. -- С увеличением перерабатывающих мощностей на наших предприятиях -- Сосновском и Волосовском молочных заводах -- мы намерены расширить и фермерские хозяйства".<BR><BR><B>Безлошадные</B><BR>Те же производители, которые не имеют собственной сырьевой базы, либо работаю по бартеру с сельхозпроизводителями, либо вкладывают средства в их развитие. Например, несколько десятков фермерских хозяйств в обмен на молоко получили от ЗАО "Великолукский молочный комбинат" оборудование шведской компании De Laval. Германский концерн Ehrmann инвестировал $20 млн в раменские молочные хозяйства и собирается вложить еще $25 млн в развитие производства. Его соотечественник, компания Onken, также вложил средства в 15 молочных хозяйств Белгородской области. А компания "Вимм-Билль-Данн" с 1998 г. запустила сырьевую программу, рассчитанную на 10-15 лет стоимостью $20 млн (см. "ДП" №156/03, www.dp.ru).