Зарубежное сырье формирует предложение

Российские производители соков практически полностью зависят от зарубежных поставщиков соковых концентратов.

<BR><BR>Российские производители соков практически полностью зависят от зарубежных поставщиков соковых концентратов.<BR><BR>Отечественные же переработчики не могут удовлетворить спрос даже на те виды соковой основы, для производства которой используются фрукты, овощи и ягоды, растущие в России (яблоки, груши, томаты, морковь, слива, вишня, клубника и др.).<BR>В России производится большей частью кислый яблочный концентрат, который нужно купажировать со сладким, который поставляется большей частью из Китая и Ирана. Местным переработчикам яблок под силу удовлетворить не более 50% внутреннего спроса на кислый яблочный концентрат -- часть его ввозится из Белоруссии, Молдавии и Украины. Однако российское сырье высоко ценится в Европе. И, несмотря на дефицит этого концентрата на внутреннем рынке, отечественным сырьевикам выгоднее продавать свою продукцию за рубеж, где за него платят больше.<BR>Из других фруктов соковые концентраты не производятся, хотя попытки, по словам президента РСПС Валерия Остапца, были. Выпуск же овощных и ягодных находится практически на нулевой отметке.<BR><BR><B>Специфика отрасли</B><BR>Основная проблема в формировании 100%-ного предложения заключена не столько в нехватке яблок и трудно прогнозируемом урожае, сколько в отсутствии стимулирующих инструментов, направленных на развитие совхозов. "Совхозы в большинстве своем убыточны, работы сезонны, зарплаты мизерны -- специалисты уходят, -- характеризует существующую ситуацию на рынке сокового сырья представитель одной из работающей на этом рынке компаний, пожелавший остаться неназванным. -- Поэтому совхозы не заинтересованы в долгосрочных программах и часто не могут выполнить свои обязательства даже при авансовых платежах. С другой стороны, собственные линии иметь не так выгодно, как кажется на первый взгляд. Урожай и цену на сырье никто гарантировать не может. Кроме того, оборудование устаревает примерно за 10 лет. А если год неурожайный, то оно просто не сможет себя окупить".<BR><BR><B>Сок объединяет</B><BR>Возможно, в ближайшие годы совхозами заинтересуются крупные операторы сокового рынка. Наличие собственного сельхозпредприятия для некоторых компаний станет последним звеном в формировании вертикально-интегрированных холдингов -- скупка заводов по производству соковых концентратов уже началась.<BR>Так, в 2001 г. ЭКЗ "Лебедянский" купил 49%-ный пакет акций липецкого ОАО "Прогресс", специализирующего на соковом концентрате и соке. Объем производства предприятия в 2002 г. составил 3,5 тыс. т и 17 млн л соответственно. В этом году "Лебедянский" довел пакет акций до контрольного, купив еще 26% акций.<BR>В 2002 г. крупнейший игрок сокового рынка -- компания "Вимм-Билль-Данн" -- приобрела ЗАО "Депсона" в Туле. Мощности этого предприятия, построенного в 1996 г. итальянцами, позволяют производить 32 млн л сока в год (в настоящее время ежегодно производится примерно 15 тыс. т) и около 1,5 тыс. т яблочного концентрата.<BR><BR><B>Качество</B><BR><B>и регулярность</B><BR>Существующей проблемой, с которой приходится сталкиваться производителям соков, по словам начальника отдела маркетинга ЭКЗ "Лебедянский" Сергея Игнатьева, является качество концентрированных соков, которое не всегда высокое (особенно у продукции из дальнего зарубежья), и бесперебойность поставок сырья. "До лета этого года у всех производителей соков была проблема с вишневыми концентратами, основной поставщик которых Украина, -- говорит Сергей Игнатьев, -- каждый решал эту проблему по-своему. Что касается нашей компании, то нам пришлось поднять цену примерно на 5% на наши вишневые нектары".