Украинская карамель в России чувствует себя спокойно

Отечественные производители зажаты в угол

<BR><BR><B>Отечественные производители зажаты в угол</B><BR>Развитию российского карамельного рынка препятствует продукция украинских кондитеров. Отечественные производители считают, что для защиты рынка необходимо наглухо его закрыть для украинской продукции.<BR><BR>На сегодняшний день Украина является главным поставщиком карамели на российский рынок среди других стран-экспортеров. По данным Государственного таможенного комитета, в 2002 г. ее доля составила около 86% в общем объеме карамельного импорта России (см. график).<BR><BR>Защита...<BR>Защитить собственный рынок российские производители уже пытались. В 2001 г. Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) смогла пролоббировать на федеральном уровне интересы отрасли. В январе 2002 г. сроком на 2,5 года Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике установила специальную пошлину на карамель без содержания какао в размере 21% от таможенной стоимости товара, но не менее 0,18 евро за 1 кг.<BR>Причем временная пошлина распространялась только на украинские конфеты и не затрагивала продукцию белорусских кондитеров -- из-за соглашения о Таможенном союзе между Россией и Республикой Беларусь 1995 г.<BR><BR><B>...провалилась</B><BR>Однако антидемпинговая пошлина не смогла защитить отечественный рынок. Виктор Шаршапин, президент Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, говорит, что украинские производители увеличили экспорт какаосодержащей карамели, на которую временная пошлина не распространялась, и сократили на карамель, не содержащую какао.<BR>Например, только за первое полугодие 2002 г. импортные поставки в Российскую Федерацию кондитерских изделий из сахара, содержащих какао и классифицируемых кодами ТН ВЭД 1806 90 500 1, 1806 90 500 2, 1806 90 500 9, выросли более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Таким образом, защита внутреннего рынка у отечественных кондитеров провалилась.<BR>"Перестроив ассортимент, украинцы значительно увеличили экспорт в Россию, -- говорит Виктор Шаршапин. -- Сегодня Украина завозит в Россию 30% общего объема потребления карамели. Процент очень велик, задача АСКОНДа -- принять меры по его сокращению".<BR>При существующем положении дел сектор карамели малопривлекателен для российских производителей.<BR>"Если в шоколадном секторе уровень рентабельности составляет 50-70%, то в карамельном всего 8-10%", -- констатирует коммерческий директор ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт" Юрий Азаров.<BR><BR><B>Политическая конъюнктура</B><BR>Однако отстоять в следующем году родной рынок российские кондитеры, возможно, не смогут. В сентябре 2003 г. президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана подписано соглашение о формировании единого экономического пространства, предполагающего, в частности, отмену ограничений по 11 видам украинской продукции на российском рынке, в том числе и на карамель.<BR><BR><B>По отработанным схемам</B><BR>Не дожидаясь политических механизмов, отменяющих ставки ввозных пошлин, крупнейшая украинская компания Roshen (по собственным оценкам, ей принадлежит 23,6% украинского рынка и 5% -- российского) купила и модернизировала липецкую карамельную фабрику "Ликонф". И заявила о строительстве нового производства в Брянске, позволяющего выпускать 6 тыс. т карамели в год.