11:4002 декабря 200311:40
16просмотров
11:4002 декабря 2003
Музеи-заповедники Петродворец и Царское Село активно участвовали в юбилейных торжествах. В тоже время Гатчина на этом фоне смотрится несколько бледно. В чем причина?
- <i><b>Музеи-заповедники Петродворец и Царское Село активно участвовали в юбилейных торжествах. В тоже время Гатчина на этом фоне смотрится несколько бледно. В чем причина?</b></i><br><br>- Я не стану категорично говорить, что в дни празднования 300-летия Петербурга Гатчина была забыта. Это не так, хотя все гатчинские мероприятия и “выпали” из плана юбилейных торжеств каким-то странным образом. Они неоднократно туда включались, а потом, все-таки, выключались.<br><br>Тем не менее, Гатчина в юбилее поучаствовала хотя бы тем, что в этом году увеличился поток туристов, и наши доходы чуть-чуть подросли. Благодаря юбилею мы получили и дополнительные бюджетные деньги. Они оказались, конечно, не столь значительными, как хотелось бы, но, тем не менее, эти средства помогли решить некоторые проблемы. <br><br>Сам факт того, что Гатчина забыта, или должна быть забыта, обсуждался еще, начиная с послевоенного периода. Именно тогда долго муссировался тезис о том, нужно ли вообще восстанавливать Гатчинский дворец, и необходим ли этот музей. Парадоксальна сама постановка вопроса по отношению к музею, который до войны был одним из лучших в Ленинградской области, если не сказать больше. <br><br>Существовало множество писем в различные органы власти, в том числе, в ЦК и Политбюро, в которых сотрудники других музеев и также анонимные лица настаивали на том, что Гатчинский дворец восстановлению не подлежит. Я не стану сейчас рассуждать на тему того, кому это было выгодно – время ушло, Гатчинский дворец стоит, и доказал свое право на жизнь.<br><br>До сих пор существует предубеждение по поводу того, что Гатчина находится страшно далеко от Петербурга. Хотя до Гатчины ехать столько же, сколько и до Петродворца и Царского Села.<br><br><br><br>- <b><i>Из каких источников складывается финансирование музея? </b></i><br><br>- Основное финансирование идет из бюджета Петербурга. 80-83% составляет бюджетное финансирование, остальное – свои собственные средства. За последние 2 года мы получаем очень небольшие деньги из Министерства культуры по программе “Культура России”. Эти средства идут на реставрацию помещений, интерьеров и предметов.<br><br>Одними из основных расходных статей нашего бюджета являются реставрация и капитальный ремонт, а также текущий ремонт. В этом году на капитальный ремонт и реставрацию мы получили 18 млн 229 тыс. рублей. Для нас это серьезная цифра, так как в 2000 году по статье капремонта и реставрации проходило порядка 10 млн, в 2001 году это было 7 млн., 2002 году – 2 млн., 2003 – 18 млн., но и этой суммы явно недостаточно. Не так давно проводился расчет минимального финансирования, необходимого для возрождения Гатчины – это порядка 50-60 млн в год только на реставрацию и капремонт.<br><br>В этом году на текущий ремонт определено 1,9 млн. и этого, разумеется, не хватает, поэтому приходится ремонтировать “кусками”. Так, например, нам необходима замена трассы водопровода. В результате, ремонтируется по 100 метров в год. Видимо, закончим уже тогда, когда начало начнет гнить. <br><br>Основной источник самостоятельных доходов музея – продажа билетов. Хотя эта цифра небольшая: Гатчину, в среднем, ежегодно посещают 120 тыс. человек. Определенная сумма денег идет от съемок. В прошлом году у нас сняли 3 фильма, в этом – два. Какая-то небольшая часть средств идет и от продажи сувенирной продукции.<br><br>Странная вещь, но Гатчина как-то тяжело “раскручивается”. Это обусловлено тем, что посетителей не очень много, а основной контингент – школьники и студенты. Вероятно, это связано и с тем, что у нас нет опыта продаж, а у посетителей – опыта покупки сувенирной продукции. Будем говорить честно: тот, кто любит ездить в Царское Село или Петродворец, как правило, даже не знает, где Гатчина находится. У нас свой контингент, которому мы рады. Именно в Гатчине я встретился с людьми, которые годами приезжают только сюда.<br><br><br><br>- <b><i>Финансирование в этом году несколько увеличилось. Что удалось сделать? </b></i><br><br>Независимо от объемов финансирования музей полноценно жил и до нынешнего года, так или иначе вводились новые объекты, открывались выставки, обновлялась экспозиция. Есть ударные объекты и в этом году, окончательный выход которых мы планируем все же на 2004 год. В мае следующего года мы откроем Приоратский дворец, входящий в состав музея-заповедника. Здесь 5 основных залов, где наряду с постоянной экспозицией там будут проходить временные выставки, а в зале Капеллы – концертные вечера. Приорат реставрировался 25 лет и вот надеюсь – успешный финал. Будут открыты для посещения комнаты Александра III. Планируется завершить работы по Сигнальной башне, на которой при Александре III стоял первый оптический телеграф. С этой башни открывается потрясающий вид на Гатчину. Экскурсии на башню будут своеобразным VIP-туром.<br>
В настоящее время более активно пошла реставрация Малой дворцовой анфилады, комнат Марии Федоровны, супруги Павла I.<br>
Но все это лишь небольшая толика того, что должно быть. Сегодня для посетителей открыто менее 10% дворцовых площадей. Нам нужно возвращаться к состоянию, в котором музей пребывал в начале 41-го года, когда в экспозиции было задействовано практически 2/3 всех площадей. Эти залы были посвящены либо временным выставкам, либо покоям Императоров (Николая I, Александра II и Александра III) и Великих князей. Следует отметить, что здесь демонстрировался быт императорской семьи, а не парадно-выходные интерьеры, что было необычно и удивляло посетителей.<br>
- <b><i>Хорошей рекламой музея является проведение выездных выставок. Насколько Вам это удается? </b></i><br>
- Изначально мы ставили себе цель проводить по две выездные выставки в год. Позже оказалось, что не всегда это получается, но я благодарен нашим коллегам, которые подчас безвозмездно предоставляли возможность и содействие в проведении наших выставок. Так было в музее Этнографии на представлении «Восточной коллекции Гатчинского дворца», так происходит и сегодня на выставке «Придавать домам хорошие фасады…» в новом здании Российской Национальной библиотеки. Тут представлены уникальные чертежи гатчинских фасадов и строений, связанных с именами великих архитекторов. На будущий год планируем открыть в Петербурге несколько выставок. Говорить сейчас о точном количестве не рискну. Во всяком случае, в июне будущего года хотим открыть выставку “Царские дети в Гатчине” в Музее городской скульптуры. Кроме того, в ЦВЗ «Манеж» планируем собрать межмузейную выставку, посвященную юбилею Павла I (на будущий год ему исполнится 250 лет).<br>
В этом году мы получили определенные средства от участия в межмузейной выставки в Японии, посвященной 300-летию взаимоотношений Японии и России. У нас она называлась “Россия и Япония – 300 лет”. Для японцев было придумано более эффектное название: “Сокровища семейства Романовых”. <br>
<br>
- <b><i>В Вашем ведении находится еще и парк, прилегающий к дворцу. Предполагается ли его приведение в надлежащий вид? </b></i><br>
- Парк – это самая главная проблема. На него денег не то что не хватает, а просто нет. В сегодняшней бюджетной классификации даже не существует отдельной строки финансирования парковых работ. Они входят в “прочие мероприятия”. Сейчас мы вроде добились того, что Комитет по культуре на будущий год выделит нам отдельную строку на содержание парка, который находится в тяжелейшем состоянии.<br>
К музею Гатчинский дворец причислен с 1985 года, заповедником парк стал в 1993 году. Хотя именно в парке и парковых павильонах в послевоенный период начиналась и велась вся работа по воссозданию музея. Тогда первыми были восстановлены павильоны парка: Березовый домик, Павильон Венеры и т.д. На сегодняшний день большинство этих объектов находятся в аварийном состоянии, и “поднять” их будет очень тяжело. И дело здесь не только в низких объемах бюджетного финансирования, обстоятельства сложились так, что сейчас мы не в состоянии самостоятельно распоряжаться даже теми деньгами, которые заработали собственными силами. Все эти средства уходят в казначейство, а получить их обратно – это нередко проблема. Тем более, не дай бог, заработать больше, чем планировали. Тогда начинается: подготавливаются изменения в годовую смету, потом они вносятся в квартальную смету, после этого и те, и другие изменения утверждаются. Затем в Комитете по культуре и Комитете по финансам необходимо получить согласование на пользование этими средствами. Ну, и наконец через какое-то время, выходит разрешение на использование денег, при этом не всегда так, как мы считаем нужным. Должен отметить, что, в каждом из кабинетов нам могут отказать. <br>
К сожалению, это не единственные препятствия в нашей работе. Иногда доходит просто до глупости. Для того чтобы спилить дерево нам приходится платить в 2 раза больше, чем в Петербурге, так как считается, что далеко ехать. Вывоз бытового мусора – тоже проблема. Чтобы заключить договор, мы должны провести тендер, хотя вывозом мусора в Гатчине занимается только одна организация. В итоге для участия в тендере привлекаются петербургские организации для которых только доехать до нас – целая история. Откровенно говоря, тендеры превращаются просто в фикцию: то, что написано на бумаге не будет соответствовать тому, что осуществится в реальности. Мы сталкивались с тем, что организация, выигравшая тендер, уже в процессе выполнения работ ставит всех перед необходимостью увеличивать сумму. В конечном итоге услуги фирм, которые проиграли тендер, оказываются более выгодными. Да и сам тендер превращается в свою противоположность.<br>
<br>
- <b><i>Вы считаете процедуру проведения тендеров неэффективной? </b></i><br>
- Нужно пересмотреть порядок проведения тендера и тем более его документальное оформление. Абсурд, когда тендер проводится на сумму в 5 тыс. рублей. В тендерах нет необходимости, если речь идет о суммах до 2000 МРОТ. <br>
Проведение тендеров на действительно серьезные бюджетные средства (в частности на реставрации) нуждаются в серьезной предварительной проработке, исключающей появление фиктивных фирм, а также в доверии специалистам и учреждениям, заинтересованным в конечном результате, а не в факте формального проведения конкурса.<br>
На сегодняшний день в тендерную комиссию входят люди, которые не являются специалистами по всем вопросам. Но обреченные властью – они обязаны решать в рамках своей некомпетентности, глубокомысленно разбираясь во всем. Нередко мы сталкиваемся и с ситуацией, когда в тендере участвуют несколько фирм, из которых только одна может выполнить требуемый вид работ, а остальные могут являться подставными. Я уже не говорю о демпинговой политике, искусственно занижающей денежные суммы, предложенные в надежде на последующие дополнительные соглашения, или о давлении, оказываемом на директоров учреждений вышестоящими организациями, когда суммы финансирования достаточно серьезны.<br>
Возможно единственный рецепт – доверие директору государственного учреждения, дающее определенную свободу действий. То, что как ни странно, было в прошлые – «советские времена». Я точно знал объем средств, который необходимо потратить, и за которые в конце года должен был отчитаться. Сейчас мы вообще будем заниматься идиотизмом – расписывать расходы по дням и пятидневкам, не имея ни рубля собственных средств для решения оперативных ежедневных задач.<br>
<br>
<br>
<b>Справка «ДП»</b><br>
Музей был открыт в мае 1918 года. С 1918 - Гатчинский художественно-исторический музей, с 1930 - Гатчинский дворец-музей, с 1993 - современное название. Занимает дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX вв. Дворец построен с 1766 по 1796 год по проекту архитектора Антонио Ринальди. Строительство было продолжено в 1796 г. архитектором Винченцо Бренна. Здание частично перестроено в 1850-е гг. архитектором Романом Кузьминым. Общая площадь – 30 тыс. м2; экспозиционная площадь – около <br>
4 тыс. м2; фондовая – более 1 тыс.м2. Общее количество единиц основного хранения – более 13 тыс., в том числе: живопись - 460; графика - 2300; скульптура - 244; декоративно-прикладное искусство - 3800; нумизматика - 1085; документы и редкая книга - 4600; оружие - 1100; прочее - 2650.