Стереотипы ограничивают обзор

Штампы в управлении экономят энергию, но не прибавляют сил

<BR><BR><B>Штампы в управлении экономят энергию, но не прибавляют сил</B><BR>Отказываться от своих стереотипов в управлении топ должен регулярно и заранее.<BR><BR>Управленческие клише преследуют топ-менеджера повсюду. Часто он неосознанно принимает те управленческие решения, которые, на первый взгляд, кажутся ему стандартными, требующими одинакового подхода, уже известного ему. Сторонние наблюдатели говорят, что и в случае со стандартным нужен творческий подход.<BR><BR><B>Экономия времени</B><BR>"Стереотипы -- это вещь негативная, потому что стереотипное поведение -- это когда человек привык поступать одним и тем же способом, что зачастую приводит к недооценке изменения внешних факторов и недостаточной гибкости, -- уверен Петр Пономарев, директор-консультант компании "1-й ресурс". -- Например, от топ-менеджера часто можно услышать такую фразу: "Все клиенты всегда хотят...". Любое обобщение является неправильным. Если руководитель использует такой стереотип, то он подсознательно думает, что приобрел большой опыт, и заранее знает, чего хотят клиенты.<BR>То же самое в отношении топ-менеджер -- подчиненный. Среди руководителей распространен стереотип, что подчиненные работают за зарплату. Известно, что зарплата не единственный мотивирующий фактор".<BR>"Стереотип -- это сухой остаток, отжимка от опыта, -- считает Олег Барков, директор по развитию ЗАО "Петербургстрой SKANSKA". -- Когда нарабатывается опыт -- вырабатываются стандартные приемы поведения, реакции на внешние обстоятельства. Если они соответствуют реалиям -- тогда они хороши, т.к. позволяют экономить время на принятие решений, а это признак опыта и профессионализма".<BR><BR><B>Стремление к гибкости</B><BR>Специалисты считают, что руководитель должен стремиться к регулярной смене своих установок.<BR>"Следует развивать в себе гибкость, -- советует Петр Пономарев. -- Как бы ни был велик опыт, но все равно столкновение с новой ситуацией каждый раз заставляет трудиться над тем, чтобы проанализировать ситуацию, проверить, все ли в ней так, как раньше, или есть какое-нибудь обстоятельство, с которым руководитель ни разу не сталкивался.<BR>Топ-менеджер порой может оказаться в самых неожиданных ситуациях. В этом отношении стереотипное решение не является лучшим, потому что оно не учитывает изменений".<BR>Понимая, что изменения необходимы прежде всего в нем самом, менеджер встречается с внутренним препятствием. Отказ от привычной модели в пользу новой подразумевает определенный риск.<BR>"А стереотипность в какой-то степени подстраховывает. Если случится ошибка, руководитель всегда сможет оправдаться: "Я действовал стандартно". Нужно искать здоровый компромисс между стереотипностью и поиском нового", -- считает Петр Пономарев.<BR>"Когда руководитель меняется, то, если ему дорога его команда, он должен подготовить людей, честно объяснить, что ситуация меняется и взаимоотношения 2-летней давности уже не будут работать. Тех, кто не сможет измениться, заменят новые люди. Есть и такие руководители, которые не задумываясь меняют команду", -- уверен Олег Барков.<BR>Специалисты говорят, что изменение установок нужно предвидеть за 2 года, и поэтому готовиться профессиональный топ должен заранее. И еще они считают, что все стереотипы должны меняться. Это их неизменный стереотип.<BR><BR><B>Мнение</B><BR><B>Стереотипы должны быть рациональными</B><BR>Олег Лубенченко,<BR>генеральный директор ЗАО "Корпорация АПЦ":<BR><BR>"На мой взгляд, успешный руководитель -- это тот, который ориентируется на стереотипы и использует только самые рациональные из них.<BR>Идея отказа от стереотипов напоминает революционные года. Давайте разрушим все, что было, и построим новое. Конечно, в каких-то стандартных действиях можно ошибиться.<BR>Но руководитель и есть тот человек, который умеет и не боится принимать решения на основании ограниченного числа факторов. Однако ориентирование на стереотипы не означает их тотального использования. Каждый раз применять одни и те же стереотипы невозможно, нужно менять подходы".<BR><BR><B>Как</B><BR>оценить...<BR><B>...эффективность своих стереотипов</B><BR><B>u Проанализировать свои успехи и неудачи в управлении</B><BR><B>u Взглянуть на себя глазами другого человека</B><BR><B>u Решать одинаковые задачи разными способами</B>