00:0031 октября 200300:00
57просмотров
00:0031 октября 2003
Если кого-то со времен Радищева все еще волнует проблема слишком долгого путешествия из Петербурга в Москву, то она практически решена.
Если кого-то со времен Радищева все еще волнует проблема слишком долгого путешествия из Петербурга в Москву, то она практически решена.<BR><BR>Два часа парения над землей в каплевидном транспортном средстве из суперпрочного стеклопластика под названием автолет -- и вы в любой из столиц. Более того, добраться на уик-энд, к примеру, на Байкал жителям Северо-Запада удастся часов за пять.<BR><BR><B>Струнная теория</B><BR>По мнению автора проекта, генерального конструктора КБ "Юнитран" Анатолия Юнитского, автолет представляет собой революцию в транспортной отрасли. Аэродинамические свойства машины позволяют развивать скорость до 300-600 км/ч. Линии, по которым движется автолет, могут прокладываться по любым поверхностям, включая болота, пески и вечную мерзлоту, а также над водой при ее глубине до 50 м. "Автолет представляет собой транспортное средство, передвигающееся по двум специальным струнам-рельсам, натянутым на высоте примерно 30-50 м над землей", -- объясняет Сергей Сибиряков, директор Центра национальной экономики Объединенной российской партии (ОРП) "Русь", один из инвесторов и идеологов проекта.<BR><BR><B>Автолет как национальная идея</B><BR>По мнению Сергея Сибирякова, через 15 лет Россию ждет пик. Или, вернее, два возможных пика -- либо закономерное поражение на мировом рынке, либо сенсационная победа. Крупнейшие западные и восточные страны планеты заполнили практически все ниши экономики, где когда-то главенствовало наше государство. "Россия должна стать крупнейшим транспортным узлом, связав между собой все части света сетью струнных дорог, -- говорит Сергей. -- По нашим прогнозам, за 10 лет вполне реально построить 2 млн км дорог". Где взять деньги, пионеры автолетного строительства знают. "Сегодня мировой рынок перенасыщен деньгами, инвесторам нужны стоящие проекты, к примеру, автолет", -- поясняет директор Центра экономики. Главным ресурсом, который можно будет дешево поставлять автолетами на экспорт, станет, по мнению идеологов проекта, российская питьевая вода и арктический лед.<BR><BR><B>Приструнили</B><BR>Пока изобретатели не могут найти общего языка с Министерством транспорта, которое мотивирует отказ от участия в проекте существованием убыточных железных дорог. Дескать, до струнных ли нам магистралей. Но, по информации пресс-службы Центра национальной экономики, число сторонников автолетов растет в геометрической прогрессии. Согласно проекту эксплуатации автолетов стоимость прокладки 1 км такой трассы не превышает $1 млн. В первоначальный этап создания струнной транспортной системы (СТС), по словам Сергея Сибирякова, частные инвесторы уже вложили около $10 млн.<BR>Свойства автолета уже были опробованы на опытной 300-метровой трассе в подмосковном городе Озеры. В будущем году должно начаться сооружение более масштабной, 12-километровой трассы в районе Сочи. "Там мы сможем увидеть, как ведут себя автолеты в различных климатических условиях, -- поясняет Сергей Сибиряков. -- В строительство трассы потребуется вложить не менее $50 млн". Три пластиковых капли стоят сейчас под Москвой, еще два автолета -- в Красной Поляне, под Сочи. Пропускная способность двухпутной трассы составит до 500 тыс. пассажиров и 500 тыс. т грузов в сутки. "Себестоимость перевозки автолетом 1 т грузов на 1 тыс. км крайне мала, -- отметил Сергей Сибиряков, -- она составит около $4. Такой эффект достигается за счет крайне низкой энергоемкости автолета, который совмещает при расходе дизельное топливо и электрическую энергию".<BR><BR><B>Всемирная история</B><BR><B>автолетов</B><BR>Вообще, профессионалы -- изобретатели от автотранспорта давали название "автолет", как правило, своим крылатым детищам. Первый сохранившийся в исторических источниках автолет датирован XVIII веком. Говорят, изобретатель решил приделать крылья к гужевой повозке. Так было положено начало "автомобильной авиации". Кроме того, историки упоминают несколько вполне жизнеспособных экземпляров, которые, однако, в серийное производство так и не пошли.<BR>Детище американца Гленна Кертисса -- Curtiss Autoplane -- имело три крыла с размахом около 12 м и пропеллер в задней части кузова. Arrowbile сконструировал в 1937 г. Валдо Уотерман. Этот скорее самолет, чем автомобиль приводил в движение 100-сильный двигатель Studebaker, а внушительные крылья были съемными. Проекту не хватило попутного ветра и денежных средств. Наиболее известный сегодня летающий автомобиль -- Aerocar. Его водителю не нужно было долго готовиться к полету: захотелось -- взлетай! Пропеллер в хвостовой части соединили с двигателем приводным валом длиной 3(!) м. Компания Ford всерьез собиралась продавать его через свою сеть, но неожиданно грянул нефтяной кризис 70-х и "завершил" этот проект. Недавно появилась информация о том, что вскоре в ЮАР начнут производить модель летающего автомобиля американской фирмы Moller International -- Skycar для "поездок" на небольшие расстояния -- до 1500 км.