Английский бизнес: в начале было пиво

На протяжении первых 200 лет своей биографии Петербург был самым английским городом России. Здесь работали английские предприятия и английские банки, тысячи петербургских англичан читали свою английскую газету.

На протяжении первых 200 лет своей биографии Петербург был самым английским городом России. Здесь работали английские предприятия и английские банки, тысячи петербургских англичан читали свою английскую газету.<BR><BR>Как это ни забавно, английский бизнес появился в Петербурге ровно 300 лет назад.<BR>Здесь нет никакой подгонки цифр -- из устья Невы, почти сразу после формального основания города, отправился первый корабль с экспортными товарами -- сначала в Испанию, а потом и в Великобританию. Более того, еще в 1701 г., то есть до своего появления на берегах Финского залива, Петр признал некоего г-на Гудфеллоу главным английским консулом в России, а через год отдал ему монопольное право на экспорт русского льна в Великобританию.<BR>Правда, первое английское посольство приехало при Петре в 1705 г. не сюда, а в Москву. Зато уже в августе 1710 г. граф Головкин и барон Шафиров в Петербурге подписывали российско-британское соглашение об оплате лоцманской проводки судов в портах обеих стран. В 1711-1712 гг. в Петербурге проходили переговоры, завершившиеся в 1719 г. подписанием Декларации о свободе англичан торговать в России (в 1726 г. действенность этого документа подтвердила царствовавшая вдова Петра Екатерина I).<BR><BR><B>Пиво-воды</B><BR>В 1720 г. в Петербург из Великобритании прибыло первое импортное промышленное оборудование, используя которое английские мастера построили первый в городе пивоваренный завод. В 1723 г. император официально перевел всю внешнюю торговлю из Архангельска в Петербург, и 20 октября того же года 13 иностранных торговых домов (в том числе и английский) подписали обязательство выполнить волю русского императора. В том же году в Петербург приехал первый англиканский священнослужитель. Постепенно количество перешло в качество. К середине XVIII века в городе уже проживало много английских коммерсантов. Скооперировшись, они выкупили землю на левом берегу Невы, в глубь до Галерной улицы. Так в городе появилась Английская набережная.<BR>В декабре 1734 г. в Петербурге российское правительство подписало с Великобританией -- первой из всех европейских держав -- полномасштабный международный торговый договор. В этом документе было впервые четко сформулировано понятие о режиме наибольшего благоприятствования в торговле.<BR>Первый крупный британский проект в Петербурге датируется, скорее всего, 1753 г., когда господа Чемберлен и Каззинс основали в Красном Селе первую ситценабивную фабрику, получив для осуществления проекта 300 крепостных, а также кредит от казны и 10-летнюю защиту от импорта аналогичной продукции из Европы.<BR>Английские товары и в то время славились отменным качеством, кое-кому из местных предпринимателей в таких условиях, естественно, приходило в голову сделать что-то похожее. В 1760-1761 гг. Правительствующий Сенат издавал документы, запрещающие подделку продукции британских фабрикантов, а в 1762 г. Петр III, глядя на успех иностранцев, "кипел от негодования", но льготы не отменил.<BR>Свергнувшая мужа с престола Екатерина II в 1764 г. лично посетила фабрику и "высочайше изволила оказать удовольствие свое как об успехах оной, так и производимых нацией разных работах". Историки свидетельствуют, что в течение всего царствования Екатерины российские купцы-экспортеры "пребывали в полном доверии" у петербургских англичан, получали от них деньги авансом для закупки товаров внутри страны и никогда договоров не срывали. В конце XVIII века в Петербурге появился некто Бэрд, основавший в устье Невы будущие Адмиралтейские верфи, а в 1800 г. в Петербурге появилась первая английская паровая машина.<BR>Дальше -- больше: в 1837 г. англичане подготовили первый проект централизованного водоснабжения Петербурга; в 1820-1847 гг. англичанин Виллер по своему проекту осушил за Московской заставой 152 га пустошей; в 1859 г. англичанин Аустин (в другой транскрипции -- Остин) составил первый проект канализации Адмиралтейской части.<BR><BR><B>Монополия</B><BR>Интересен исторический феномен: в 1853-1856 гг. Великобритания воевала, а затем и одержала победу над российской армией в Крымской войне. И сразу после окончания военных действий -- с 1857 г. -- Англия становится главным "индустриализатором" Петербурга. Основным документом для развития английского бизнеса в Петербурге стал договор от 31 декабря 1858 г., по которому за англичанами закреплялась полная свобода въезжать в страну, жить где угодно, приобретать недвижимость и нанимать рабочих.<BR>Петербург запестрел английскими фамилиями. Больше всего их было в тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении. Основанные британцами предприятия процветали до 1917 г., а затем благополучно "перешли" к советской власти. Советский Невский завод им. В.И. Ленина -- это завод Томсона (1857), Балтийский -- это Карра и Макферсона (1856). Список можно продолжать долго. В городе работали предприятия Ашворта-Стивенса (Боровая, 94), Гартлея (3аставская, 5), Гука (Уральская, 10 и 15), Эдвардса (Полюстровский пр., 2), Смолла (Зеленков пер., 9) Вильсона (Обводный канал, 102), Вилькинса (16 линия,77) и т.д. В текстильной промышленности работали Торнтон и Джон Шау (Новосампсониевская мануфактура бумажных изделий). Дело кончилось тем, что перед первой мировой войной все ниточные фабрики Петербурга принадлежали англичанам. <BR>На V Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге в 1861 г. Балтийский и Невский заводы получили свои первые малые золотые медали, Вилькинс и Шау -- малые серебряные медали. Кроме того, "публичную похвалу" получили Ашворт-Стивенс, Торнтон и Василий Матвеевич Аббей (Василий Матвеевич, оставаясь подданным британской короны, имел заведение по производству сельхозмашин на 11-й версте Петергофского тракта, работал в России и на Россию).<BR>В 1857 г. в Петербурге было создано АО "Гидростат" для использования английского патента Пинкертона для судоподъемных работ на линии Петербург --Кронштадт. В том же году английский банк "Бр. Бэррингз" участвовал в учреждении в Петербурге Главного общества Российских железных дорог. В 1869 г. первой иностранной компанией, получившей личное разрешение императора работать в России, была английская "Нью Рашшен компани", и в том же году за 17 дней пути три английских грузовых парохода привезли русский лес из устья Печоры в Петербург.<BR><BR><B>Накануне</B><BR>Накануне первой мировой войны британский капитал плюс ко всему работал в сфере экспорта сельхозпродуктов (из Петербурга через фирму "Братья Барсельман" отправлялись за границу масло, яйца, бекон, куры и пр.), в химической отрасли, деревообработке, в лесоторговле, в пивной индустрии ("Калинкин"), в производстве папирос ("Лаферм"). Кроме того, все городские учреждения столицы снабжались английским углем восьми сортов, из которых самым ходовым был "кардифф".<BR>Британская фирма "Лена голдфилдс" была крупнейшим акционером российского общества "Ленское золотопромышленное товарищество", акции этой английской фирмы даже не "крутились" на петербургской фондовой бирже. При этом англичане не вмешивались в русские дела и не имели никакого отношения к ленским расстрелам. Офисы британских компаний можно было встретить на каждом шагу. Во дворе дома № 59 по Невскому проспекту имело свое петербургское представительство "Английское общество для внешней торговли". На Адмиралтейской набережной работал английский банкирский дом "Боултон", а 13 апреля 1910 г. на Невском, 28, открылся Русско-английский банк.<BR>Говорят, в российской столице находилась даже контора английской фирмы, которая разрабатывала известняк на Байконуре (тогда -- Байконыр). Британский бизнес в Петербурге имел свой печатный орган "Англо-Рашшен газетт", а 22 декабря 1908 г. Николай II утвердил устав Русско-английской торговой палаты.<BR>Всего в канун первой мировой войны в Петербурге проживало 2 тыс. английских подданных. Среди городского населения они считались очень выдержанными, воспитанными, уважаемыми людьми. Весомый штрих: только об англичанах в народе не ходило никаких анекдотов.