Инвалиды заставят магазины переоборудоваться

В противном случае нарушителям закона о социальной защите инвалидов грозят штрафы общим объемом от $60 млн. Прокуратура Петербурга приняла к рассмотрению жалобу петербургского общественного объединения инвалидов о нарушении российского Закона "О социально

<B>В противном случае нарушителям закона о социальной защите инвалидов грозят штрафы общим объемом от $60 млн</B><BR>Прокуратура Петербурга приняла к рассмотрению жалобу петербургского общественного объединения инвалидов о нарушении российского Закона "О социальной защите инвалидов". Результатом этого обращения могут стать массовые переоборудования магазинов и общественных учреждений, затраты на которые оцениваются в десятки миллионов долларов.<BR><BR>Санкт-Петербургское общество восстановления и реабилитации инвалидов намерено добиться создания в городе доступной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями. Власти пока не в состоянии оценить последствия этого шага для бюджета, а представители бизнеса утверждают, что затраты могут исчисляться миллионами.<BR><BR><B>Точка взаимопонимания</B><BR>Председатель правления Санкт- Петербургского общества восстановления и реабилитации инвалидов (ОВРИ) Юрий Бажулин сообщил, что его общественная организация "достигла взаимопонимания" с прокуратурами Московского, Адмиралтейского и Василеостровского районов и "начала взаимодействие" с прокурорами Выборгского, Калининского и Кировского районов. Речь идет о надзоре за исполнением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", а точнее -- его ст. 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".<BR>Изменение городской "среды обитания", по оценкам специалистов, может потребовать многомилионных затрат. По данным ОВРИ, в Петербурге 86 тыс. "частных" объектов и около 11 тыс. государственных. Подавляющее большинство из них нуждается в организации доступа инвалидов.<BR>Вступивший в прошлом году в силу новый КоАП предусматривает для организаций, уклоняющихся от исполнения закона о социальной защите инвалидов, штраф от 200 до 300 МРОТ, для частных предпринимателей -- от 20 до 30 МРОТ. Если штрафные санкции применять ко всем нарушителям, минимальная сумма составит $62,5 млн.<BR>Феликс Стетой, вице-президент по коммуникациям и брендовой политике ООО "Агроторг" (владельца сети магазинов "Пятерочка"), сообщил, что затраты на выполнение требований доступности зависят от того, что именно придется переделывать. "Установка поручней и пандусов на лестницах -- это одно, а если придется расширять кассовые узлы -- то это сотни тысяч долларов на магазин. Но главная проблема, о которой никто не задумывается, -- доступность товара на полках. Если потребуется горизонтальная выкладка товара, мы придем к прямым убыткам", --сказал Феликс Стетой.<BR><B>Недоступная среда</B><BR>Несколько лет назад ОВРИ разработало целевую социальную программу "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов", рассчитанную на период с 2001 по 2005 г. Программа была принята законом Петербурга, большую часть ее положений должен реализовать Комитет по труду и социальной защите населения (КТСЗ). Распоряжением №1429-ра от 25.12.2001 создано ГУ "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды и физической культуры инвалидов", которому предписано исполнять большинство мероприятий программы. В первую очередь -- обследование объектов социальной инфраструктуры на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями. Для этого центр проводил тендеры, исключив из конкурсной комиссии представителей общественных организаций инвалидов.<BR>Юрий Бажулин утверждает, что ни результатов тендеров, ни итогов обследований ОВРИ получить не смогло -- в первую очередь из-за позиции КТСЗ. "Предстоит серьезная работа, в том числе и по деньгам. И председатель комитета Владимир Дербин это понял, -- заявил Юрий Бажулин. -- Он сделал все, чтобы тендеры были закрытыми. Тем временем мы -- держатели программы и должны обработать материалы обследований".<BR>В КТСЗ отказались комментировать ситуацию. Начальник управления социальной реабилитации и интеграции инвалидов Теймураз Чеминава сослался на начальника отдела технических средств реабилитации Валерия Клюева, объяснив это своей неосведомленностью. Валерий Клюев не стал говорить на тему тендеров, их победителей и результатов обследований.<BR><BR><B>"Отшкурить" владельцев</B><BR>По словам Сергея Суханова, директора ООО "Центр экспертизы, информации и консультирования "Доступная среда" (ООО -- 100%-ная "дочка" ОВРИ), сейчас вместе с прокуратурой "шлифуется механизм воздействия на владельцев объектов социального значения".<BR>Светлана Кононова, заместитель прокурора Василеостровского района по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере экономики и в социальной сфере, подтвердила факт обращения ООО "Доступная среда", отметив при этом, что проследить за исполнением закона об инвалидах просит коммерческая структура, а не общественная организация. "Обращение было с просьбой проверить исполнение ст. 15 федерального закона, и только в этой части мы проводим проверку. В проверке используем и их информацию, -- сказала Светлана Кононова. -- По результатам проверки будут приняты меры прокурорского реагирования, но решение о том, какие именно, вынесем вне всякой связи с ООО "Доступная среда". Сейчас мы вызываем руководителей многих предприятий, выслушиваем их объяснения. Подход должен быть сугубо индивидуальным". Какие именно предприятия уже "объяснились" с прокуратурой, Светлана Кононова рассказать отказалась.<BR>Юрий Бажулин сообщил, что ОВРИ по собственной инициативе провело обследование 1200 предприятий Адмиралтейского района и выяснило, что 40% из них достаточно "косметических" преобразований -- вроде тех же поручней или нанесения шероховатого слоя на ступени. Остальным для соответствия требованиям доступной среды придется делать серьезный ремонт.<BR><BR><B>Цена вопроса для бюджета</B><BR>Параллельно с работой прокуратуры в Смольном разрабатывается вариант возможной компенсации расходов арендаторам на переоборудование принадлежащей городу недвижимости. В рамках утвержденного Распоряжением №1672-ра от 7.07.2003 положения о порядке реализации нормативных требований, обеспечивающих доступ инвалидов к объектаминфраструктуры, КУГИ предписано разработать порядок зачета расходов в счет арендной платы. Однако, по словам заместителя председателя КУГИ Алексея Чичканова, для этого нужно получить полный перечень необходимых работ.<BR>"Типовой арендный договор в части любых компенсаций делает отсылку на соответствующие нормативные акты. Пока действует только один такой акт -- Распоряжение губернатора №1036-р от 6.10.1997, и каких-либо зачетов в части переоборудования помещений для нужд инвалидов он не предусматривает, -- сообщил Алексей Чичканов. -- Сейчас мы готовим новый закон о порядке расчета арендной платы, куда войдут порядок зачета и перечень работ, которые могут зачитываться. Полный перечень в ближайшее время должны составить профильные комитеты -- финансов, по содержанию жилищного фонда, экономического развития, промышленной политики и торговли, по труду и социальной защите. Законопроект должен быть внесен в ЗС в середине ноября, а к 1 января -- вступить в силу. Сейчас представить порядок необходимых расходов, в том числе и бюджетных, невозможно".<BR><BR><BR><b><i>Перечень объектов, которые должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения (утвержден Распоряжением №1672-ра от 07.07.03)</i></b><BR><BR><BR><B>1. Открытая среда и объекты благоустройства </B><BR><ul><li>Рекреационные зоны <li>Сады, скверы, бульвары, парки, лесопарки, зоопарки <li>Аттракционы <li>Пляжи <li>Участки и территории зданий и сооружений, включая дворовые территории <li>Улично-дорожная сеть <li>Тротуары улиц <li>Пешеходные переходы всех типов <li>Наземные пешеходные переходы <li>Подземные пешеходные переходы <li>Виадуки с пешеходными дорожками <li>Мосты с пешеходными дорожками <li>Пешеходные зоны площадей и набережных <li>Места парковки легкового автомобильного транспорта </ul><b>2. Здания и сооружения</b><br> <ul><li>Жилые здания <li>Многоквартирные жилые дома <li>Здания, имеющие жилые помещения: общежития, санатории, пансионаты, дома отдыха, гостиницы, кемпинги <li>Специализированные здания: дома для престарелых, детские дома-интернаты, специальные пансионаты для инвалидов (ветеранов)<li>Общественные здания и сооружения <li>Здания учреждений образования <li>Здания учреждений общего и профессионального образования <li>Специальные реабилитационно-образовательные учреждения<li>Здания учреждений высшего и среднего специального образования и центры повышения квалификации <li>Детские дошкольные учреждения <li>Здания органов государственной власти и управления <li>Здания лечебно-профилактических учреждений <li>Амбулаторно-поликлинические учреждения <li>Учреждения стационарного пребывания <li>Здания (помещения) общественных объединений инвалидов<li>Объекты обслуживания населения <li>Здания кредитно-финансовых организаций <li>Аптеки <li>Магазины, рынки и другие объекты торговли <li>Парикмахерские <li>Предприятия бытового обслуживания <li>Предприятия связи <li>Предприятия питания <li>Предприятия бытового обслуживания <li>Общественные туалеты <li>Автозаправочные станции <li>Объекты культурно-просветительских и зрелищных учреждений <li>Дворцы, музеи <li>Театры, кинотеатры, киноконцертные залы, концертные залы <li>Цирки <li>Выставочные залы <li>Библиотеки всех типов <li>Дворцы культуры, дома культуры <li>Здания, сооружения и комплексы культового, мемориального и обрядового назначения <li>Здания и сооружения для совершения гражданских обрядов<li>Здания, сооружения и комплексы религиозных конфессий<li>Мемориальные здания (комплексы) <li>Объекты производственной инфраструктуры <li>Административные здания, офисы <li>Цеха, участки с рабочими местами для инвалидов <li>Контрольно-пропускные пункты, проходные </ul><b>3. Средства информации и связи </B><ul><li>Технические средства информации общего пользования, доступные для инвалидов <li>Визуальные средства отображения информации: <BR>- печатные носители статической информации (указатели, таблички, вывески, щиты, стенды, аппликации и т.п.);<BR>- электронные носители статической и динамической информации (табло, большие экраны, дисплеи и т.п.), в том числе средства, дублирующие звуковую информацию и<li>устройства сурдоперевода (для людей с дефектами слуха)<li>Звуковые средства воспроизведения информации: <BR>- акустические средства (речевые синтезаторы, речевые оповещатели, громкоговорители, репродукторы и т.п.), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации (для людей с недостатками зрения); <BR>- вспомогательные аудиосистемы с индукционными контурами и их элементы (устройства звукового дублирования, наушники и др.) <li>Тактильные средства отображения информации: <BR>- печатные носители статической информации, выполненной рельефным шрифтом (указатели, таблички и т.п.); <BR>- печатные носители статической информации, выполненной шрифтом Брайля (указатели, таблички и т.п.) <li>Технические средства сигнализации общего пользования, доступные для инвалидов <li>Визуальные средства сигнализации: <BR>- графические средства сигнализации, в том числе знаки безопасности (предупреждающие знаки); <BR>- световые сигнальные устройства, в том числе световые сигнализаторы, световые маячки, светофоры; <BR>- цветографические сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы <li>Звуковые средства сигнализации: <BR>- звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые оповещатели, звуковые маяки; <BR>- звуковые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации, в том числе предупреждающие оповещатели, аварийные звуковые оповещатели, а также звуковые сигнальные устройства, дублирующие световые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации (для людей с недостатками зрения) <li>Тактильные средства сигнализации: <BR>- статические тактильные устройства, в том числе тактильные разметки, тактильные полосы, тактильные покрытия (плитки, рельефные или фактурные средства), искусственные плавные подъемы, уклоны и обочины (бордюрные камни); <BR>- динамические тактильные устройства, в том числе вибрационные сигнализаторы, тактильные вибраторы <li>Технические средства связи общего пользования, доступные для инвалидов <li>Средства односторонней связи: <BR>- громкоговорители; <BR>- акустические системы громкоговорящей связи; <BR>- микрофоны; <BR>- ларингофоны; <BR>- наушники <li>Средства двусторонней связи: <BR>- громкоговорящие средства связи; <BR>- средства связи с усилителями приема; <BR>- текстовые средства связи, в том числе с "бегущей строкой", факсимильные аппараты; <BR>- таксофоны </ul><B>4. Объекты транспортной инфраструктуры </B><ul><li>Метро <li>Подземные сооружения, территории, прилегающие к станциям метро, наземные здания <li>Вагоны поездов метро <li>Пассажирский транспорт городского и пригородного сообщения <li>Автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси <li>Вагоны пригородного железнодорожного транспорта <li>Остановки всех видов общественного транспорта <li>Пассажирские плавательные средства <li>Вокзалы и пассажирские станции всех типов <li>Залы билетного обслуживания <li>Залы ожидания <li>Камеры хранения <li>Перроны (пристани, пирсы) <li>Туалеты</ul>