Александр Веселов: "Есть шанс избежать банкротства"

Присоединение к ВТО обязывает Россию корректировать природоохранное законодательство. Неудачный исход последней конференции стран -- членов ВТО, прошедшей в Канкуне (Мексика), оказался выгоден России. По итогам конференции фактически не было принято никак

<BR><BR>Присоединение к ВТО обязывает Россию корректировать природоохранное законодательство. Неудачный исход последней конференции стран -- членов ВТО, прошедшей в Канкуне (Мексика), оказался выгоден России. По итогам конференции фактически не было принято никаких значимых документов. В результате у российских переговорщиков появилось дополнительное время для завершения переговоров, пока ВТО еще не приняла новые правила по вопросам, в том числе по охране окружающей среды.<BR><BR>Генеральный директор Ассоциации юристов-экологов России предполагает, что в ближайшие месяцы в стране ожидается бум в создании и регистрации систем добровольной сертификации.<BR><BR>"Федеральный закон "О техническом регулировании", вступивший в силу с 1 июля 2003 г., предусматривает 7-летний срок перехода России на международные стандарты, и на это предусмотрено выделение 3,5 млрд рублей. Пока действие закона ничего не изменило в системе российского законодательства и правоприменения, но надо иметь в виду, что его основа -- технические регламенты, имеющие силу закона, и добровольные стандарты, которым предстоит гармонизировать правовую базу РФ с международными нормами.<BR>Основной контролирующий орган в сфере стандартизации и сертификации -- Госстандарт РФ. И очевидно, что он не в силах контролировать соблюдение стандартов экологической безопасности и обязательной экологической сертификации.<BR>Природоохранные же органы (Министерство природных ресурсов РФ) не имеют практики проведения совместных с Госстандартом проверок и использования составов правонарушений, указанных в стандартах.<BR>Возможно, в какой-то части проблему контроля поможет решить Постановление Госстандарта РФ от 23 сентября 2002 г. №91 "Порядок проведения Госстандартом РФ государственного контроля и надзора", но и в этом нормативном акте не предусмотрена обязанность совместных с иными органами проверок.<BR>В ближайшие месяцы в России ожидается бум в создании и регистрации систем добровольной сертификации, которые будут создаваться как в компаниях и отраслях экономики, так и на отдельных предприятиях.<BR>Причем чем быстрее такая система начнет работу и получит свой знак соответствия, тем быстрее она будет признана в стране и за ее пределами, тем больше шансов у производителей продукции, получивших знак соответствия, избежать банкротства или поглощения зарубежными конкурентами после присоединения России к ВТО.<BR>К сожалению, Положение об обязательной экологической сертификации, которое МПР РФ должно было представить на утверждение в Правительство РФ еще в 2002 г., увязло в ведомственных разногласиях. Тем не менее действующая правовая база уже сейчас позволяет создавать системы добровольной экологической сертификации, проводить таковую, а также применять фирменные знаки соответствия стандартам ИСО-14000 по аналогии с "Зеленой печатью" в США".