Пивной рынок держится на элитных сортах

Премиум-сегмент стал катализатором российского рынка пива

<BR><BR><B>Премиум-сегмент стал катализатором российского рынка пива</B><BR>В условиях стагнации российского рынка пива положительную динамику демонстрирует Premium-сегмент.<BR><BR>Если в 2002 г. темпы роста производства пива в России замедлились и составили не более 10%, то уже в I квартале 2003 г. объемы производства по сравнению с аналогичным периодом вообще снизились на 5% и составили 140,1 млн дал.<BR>При этом конкуренция на пивном рынке перемещается из области производства в сферу дистрибуции и рекламы. Одна из причин -- производственные мощности российских заводов достигают плановой потребности рынка до уровня полного насыщения.<BR>В 2000 г. Premium занимал 9% российского рынка пива, на сегодняшний день его доля составляет 17%, по прогнозам аналитиков, к 2004 г. она вырастет почти до 20%.<BR>Развитие премиум-сегмента происходит по разным направлениям. С одной стороны, тон на рынке задает появление новых лицензионных сортов, таких как Warsteiner, Heineken. С другой стороны, можно наблюдать, что в создании новых "премиальных" брендов преуспели и отечественные пивовары. По данным маркетингового агентства AC Nielsen, в 2001 г. в Петербурге на долю лицензионного премиума приходилось 3,9% продаж, в первой половине 2003-го -- уже 11,2%.<BR>Одним из самых активных игроков рынка стал "Тинькофф". По словам представителя крупной компании-дистрибьютора в Петербурге, "спрос на "Тинькофф" настолько силен, что работа по этому бренду сводится скорее не к продажам, а к распределению товара среди клиентов компании".<BR>Другой участник рынка -- компания "Вена" -- по итогам первого полугодия добился 22%-ного роста объема продаж продукции по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.<BR><BR><B>Ориентация</B><BR>В то же время переориентирование на премиум-сегмент старых брендов -- хороший ход для увеличения финансовых показателей, но используют его все реже.<BR>Холдинг SUN Interbrew перепозиционировал "Сибирскую корону" из среднего в премиум-сегмент, в результате, по данным агентства AC Nielsen, объем совокупных продаж вырос с 0,01% в 2001 г. до 0,32% на сегодняшний день. В свою очередь покупатели более лояльны к новым брендам, чем к перепозиционированным и подорожавшим старым. Например, по данным того же агентства маркетинга, неудачной была попытка продвижения компанией "Балтика" марки "Парнас" -- продажи снизились с 0,6% в 2002 г. до 0,32% на начало 2003 г.<BR>Рост премиум-сегмента обусловлен также существенным увеличением доли импортируемого пива. Импорт, который практически исчез с прилавков после кризиса 1998 г., в настоящее время один из самых динамичных сегментов пивного рынка.<BR>С сентября 2003 г. по новому приказу Государственного таможенного комитета в Москве таможенное оформление импорта пива в России производится только на пяти определенных постах Центральной акцизной таможни. Представители ГТК утверждают, что новый приказ позволит усилить таможенный контроль и упорядочить места таможенного оформления пива. Так как основной поток импортного пива поступает в Петербург через Москву, новый порядок может повлиять на его цену.<BR><BR><B>Цена вопроса</B><BR>Кризис перепроизводства заставляет пивоваров бороться за себестоимость продукции. Существенно сказывается на цене конечного продукта то, что российские производители пива до 70% сырья закупают на Западе. Например, совокупные затраты производителей пива на приобретение импортного солода составляют ежегодно $1,1 млрд.<BR>В итоге многие компании в последние годы стали активно инвестировать в сырьевую и энергетическую независимость производств.<BR><BR><B>Полки нарасхват</B><BR>За последние 2 года заметно увеличилось количество брендов, их стало слишком много для розницы, поэтому, прежде чем бороться за потребителя, компании вынуждены участвовать в "борьбе за полку", то есть лучшую представленность бренда. Развитие в Петербурге крупных оптово-розничных сетей способствует росту продаж сортов "премиального" пива, введенных в ассортимент сетевых магазинов. Особую роль в увеличении объемов продаж играет мерчандайзинг продукции -- вместе с приходом на рынок пива крупных зарубежных холдингов в России, в том числе и в Петербурге, появились современные технологии продаж.<BR><BR><B>Перспективы</B><BR>По прогнозам аналитиков, премиум-сегмент к 2005 г. должен занять 25% рынка пива. Большой потенциал для сегмента скрывается в освоении новых лицензионных сортов за счет популяризации разливного пива в барах, ресторанах.<BR>В это время пивовары продолжают инвестировать в строительство новых заводов. В этом году, по оценкам аналитиков рынка, будет освоено порядка $100 млн.