00:0007 октября 200300:00
47просмотров
00:0007 октября 2003
Инвесторы и правительство против
<BR><BR><B>Инвесторы и правительство против</B><BR>Контрольно-счетная палата Ленинградской области проверила эффективность инвестиционных договоров, заключенных правительством в 2000-2002 гг.<BR><BR>Аудиторы считают, что "бюджетная" эффективность проектов недостаточно высока. КСП предлагает создать единый реестр предприятий, заключивших инвестиционный договор, и ввести единый порядок составления бизнес-планов инвестпроектов. Отчет КСП и ее предложения были одобрены на последнем заседании областного парламента.<BR>Правительство области не согласно с выводами КСП и считает, что закон об инвестиционной деятельности меняться не должен.<BR>"Подобную работу палата проводила впервые. Оценка эффективности инвестиционных соглашений нужна для того, чтобы более четко представлять, какие инвесторы нужны Ленобласти, а какие -- нет, -- говорит и.о. аудитора Сергей Шевырев. -- Ленобласть должна определять, какой инвестор выгоден для региона. Для этого нужно использовать критерии оценки бюджетной эффективности проектов, соответствующие методики есть. Мы будем вести работу с депутатами по поводу возможных изменений в законе об инвестиционной деятельности".<BR><BR><B>Cтандарта нет</B><BR>Различные компании периодически проводят исследования по инвестиционной привлекательности субъектов РФ. В частности, 2 года назад этим занималось рейтинговое агентство "ЗАО "Эксперт-РА". Руководитель отдела корпоративных рейтингов ЗАО "Эксперт-РА" Дмитрий Кабалинский отметил: "Методики оценки эффективности инвестиционных проектов существуют, единого стандарта нет. Каждая компания, составляя проект, по-своему оценивает эффективность".<BR><BR><B>Чиновник за стабильность</B><BR>У представителей исполнительной власти иное мнение. Cергей Куклин, заместитель председателя Комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области, говорит: "Мы считаем, что налоговые льготы должны предоставляться всем предприятиям, которые подают заявки на заключение инвестиционного договора. КСП же считает, что льготные условия нужно предоставлять тем, кто берет социально значимые обязательства для региона. Законодательное собрание уже разрешило этот спор, приняв в июне новую редакцию закона об инвестиционной деятельности, в котором сохранило "старую концепцию предоставления льгот".<BR>По его словам, правительство постоянно проводит мониторинг деятельности областных компаний, в том числе заключивших инвестиционный договор. "Если возможны какие-либо нарушения, то мы детально анализируем работу конкретного предприятия, но если все нормально, то не занимаемся анализом "внутренней" хозяйственной деятельности инвестора. Все равно ситуация на рынке постоянно изменяет уссловия его работы", -- уверен Cергей Куклин.<BR><BR><B>Данные КСП ЛО</B><BR>по инвестиционной деятельности:<BR>До 1 янв. 2003 г. заключено 103 договора об осуществлении инвестиционной деятельности:<BR><B>1997 -- 1 договор</B><BR><B>1998 -- 8 договоров</B><BR><B>1999 -- 24 договора</B><BR><B>2000 -- 21 договор</B><BR><B>2001 -- 30 договоров</B><BR><B>2002 -- 19 договоров</B><BR><BR><BR><B>Справка</B><BR>Общая плановая сумма инвестиций на начало 2002 г. по всем договорам составила 31,9 млрд рублей. Предоставлено налоговых льгот на сумму 2,07 млрд рублей. В 2002 г. из областного бюджета инвесторам предоставлено субвенций на сумму 14,1 млн рублей по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, в 2002 г. -- 33,1 млн рублей.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Валерия Сидорова,<BR>генеральный директор ЗАО "Викар Инвест":<BR>"Правительство Ленобласти при заключении договоров об инвестиционной деятельности предлагает компаниям основные методологические направления составления бизнес-планов и оценки их эффективности, единая методика не используется. Более того, хорошо, когда предприятие и контролирующая организация по-разному рассчитывают эффективность проекта, это позволяет лучше понять, насколько успешен данный проект. В целом методики оценки эффективности проектов существуют. Правительство Ленобласти многое делает для привлечения инвестиций в регион, и нынешний механизм управления потоком инвестиций соответствует требованиям сегодняшнего дня. Вместе с тем область пока не определила отрасли, в которые нужно привлекать вложения для того, чтобы обеспечить долгосрочный экономический рост региона. На мой взгляд, нужно стимулировать вложение денег в инновационные проекты, возможно, предоставлять льготы только для этих проектов. Кроме того, стоит планировать развитие региона на длительный период. В настоящее время область разработала программу социально-экономического развития до 2006 г., думаю, что этот период должен быть больше".<BR><BR>Григорий Марченко,<BR>руководитель отдела рейтингов регионов ЗАО "Эксперт-РА":<BR>"Существуют, в частности, две методики составления инвестиционных проектов -- один утвержден Минэкономразвития, другой разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Они предусматривают оценку эффективности проекта. Два года назад мы составили рейтинг инвестиционной привлекательности территорий регионов России, Ленобласть заняла в нем 10-е место, Петербург -- восьмую позицию. Мы оценивали привлекательность по двум показателям -- потенциалу и риску, который ожидает инвестора".<BR><BR><B>МНЕНИЯ</B><BR>Кирилл Болматов,<BR>менеджер по корпоративным вопросам группы компаний "Крафт Фудс Россия":<BR>"Если Ленобласть введет новые условия по предоставлению налоговых льгот инвесторам, то необходимо, чтобы критерии по отбору инвесторов были четкими и прозрачными. Только после этого можно обсуждать, к чему приведут новые условия работы в регионе".<BR><BR>Екатерина Кулиненко,<BR>координатор по общественным связям ЗАО "Форд Мотор Компани":<BR>"Нынешнее законодательство, касающееся инвестиционной деятельности в Ленобласти, на наш взгляд, работает успешно. Предоставление налоговых льгот действительно стимулирует приход инвесторов в регион".<BR><BR>Юрий Страхов,<BR>депутат Законодательного собрания Ленинградской области:<BR>"Изучив отчет КСП, мы не усмотрели в действующем законодательстве и действиях правительства больших нарушений. На мой взгляд, нынешняя редакция закона об инвестиционной деятельности современна. Если потребуется, мы внесем в нее поправки. В целом, мне кажется, концепцию не нужно менять".<BR>Алексей Булынин,<BR>депутат Законодательного собрания Ленинградской области:<BR>"Новая редакции закона об инвестиционной деятельности, принятая в этом году, может ухудшить инвестиционный климат в регионе. В частности, снижается контроль за выполнением инвестором своих обязательств. Не прописан порядок предоставления льгот, он будет утвержден в дополнительных нормативных документах. Это снизит прозрачность ведения бизнеса. Кроме того, сужен круг инвесторов -- под это определение попадают фирмы, зарегистрированные в Ленобласти".<BR>