00:0006 октября 200300:00
25просмотров
00:0006 октября 2003
Петербург и Москву отличают самые низкие подписные тиражи на 1000 жителей
<BR><BR><B>Петербург и Москву отличают самые низкие подписные тиражи на 1000 жителей</B><BR>Состояние печатного рынка было проанализировано в Справке, подготовленной к заседанию коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и СМИ по вопросу "Состояние российского рынка печатных СМИ: проблемы, тенденции, перспективы развития".<BR><BR>По данным на 1.09.03 г., в России зарегистрировано 41.080 периодических печатных изданий. В том числе: 23.749 газет, 14.332 журнала, 2999 альманахов, сборников, бюллетеней и магнитных носителей.<BR>По сравнению с 2000 г. общее количество официально зарегистрированных в РФ печатных СМИ увеличилось на 15.000 наименований. Сколько из них выходит реально, официальная статистика не ведает. По оценкам некоторых экспертов, 25-35% изданий прекратили свое существование.<BR><BR><B>Тиражи</B><BR>Количественный рост периодических печатных изданий в РФ давно не сопровождается сколько-нибудь сопоставимым ростом их общего тиража. В 2002 г. по этому параметру рынок фактически повторил показатели 2001 г. Нынешние тиражи российских газет и журналов лишь ненамного превышают уровень кризисного 1998 г., а по сравнению с 1990 г. сократились многократно. Общий тираж российских газет в 2002 г. составил примерно 8 млрд экземпляров, а журналов -- 520 млн экземпляров. По прогнозам специалистов, к середине 2004 г. эти показатели могут составить 8,5 млрд и 570-600 млн экземпляров соответственно. Федеральные издания в общероссийском тираже газет составляют примерно треть, столько же приходится на долю муниципальной прессы, главным образом районных и городских газет. Среди журналов лидируют центральные издания общего спроса, доля которых в общем годовом тираже составляет свыше 80%.<BR><BR><B>Газеты</B><BR>С 1997 г. общее количество газет в стране увеличилось на 15.000 наименований, то есть фактически утроилось. Но количество регистрируемых новых газет, как и журналов, в текущем году снизилось. Три четверти зарегистрированных газет -- региональные издания.<BR>Газетный рынок России сильно политизирован, что оказывает негативное воздействие на его развитие. Значительное число газет создается для решения ограниченных во времени политических задач, после чего интерес учредителей к ним обычно пропадает, а сами издания становятся нежизнеспособными.<BR>В процентном отношении к числу зарегистрированных реально издаваемых в стране газет много меньше, чем журналов. По экспертным оценкам, количество действительно рыночных газетных проектов составляет сегодня (за вычетом рекламных изданий) всего 10% от общего количества российских газет. Преимущественно это специализированные издания о здоровье, даче, огороде, "бульварная" и развлекательная пресса, а также региональные еженедельные газеты общей тематики.
<BR>В целом же насыщенность газетного ранка страны велика, в связи с чем достичь успеха на нем новичкам, особенно серьезным ежедневным изданиям, непросто. Без прямой финансовой поддержки со стороны бизнеса или власти (в лучшем случае перекрестного финансирования в рамках медиахолдингов) ныне не могут обойтись даже большинство "старых" российских ежедневных газет.<BR>Острой остается проблема достоверности заявленных тиражей российских газет и журналов. Как правило, они завышаются на 15-35%, а нередко в 2-3 раза и более, однако эффективная система тиражного аудита в стране отсутствует.<BR><BR><B>Распространение</B><BR>Объем реализации российской периодики по подписке и в розницу в 2002 г. оценивается экспертами в $1,2-1,3 млрд. Продажа тиражей, таким образом, остается главным источником дохода для большинства печатных СМИ страны. Одновременно соотношение подписка-розница меняется в пользу розницы и составляет сегодня примерно 1 к 1,5. К 2005 г. прогнозируется изменение пропорции до 1 к 2. Продажи российской прессы в 2003 г. предположительно составят $1,5 млрд, а к 2005 г. приблизятся к отметке в $2 млрд.<BR>В последнее время стал очевиден "системный кризис" на рынке розничного распространения печати. Ввиду отсутствия правильно выстроенной экономической модели, этот рынок очень хаотичен и непрозрачен. Существующий на рынке конфликт интересов между издателями и распространителями прессы не позволяет нормально развиваться ни той ни другой стороне. Распространители печати заявляют о непонимании издателями специфики их бизнеса, нежелании инвестировать его развитие, низкой рентабельности сетей продаж, больших накладных издержках и т.д. В свою очередь издатели обвиняют распространителей в недобросовестности, несвоевременных платежах, вымогательстве денег за присутствие в сетях, в высоких торговых наценках, нежелании работать с новыми изданиями. При этом отсутствует понимание, что продавцу печати принципиально важен объем продаж, а не реализация конкретных изданий, на приоритет выкладки которых в торговых сетях в первую очередь влияет спрос.<BR><B>Подписка</B><BR>Существенной остается доля периодической печати, распространяемой по подписке. Разовый подписной тираж прессы по состоянию на 1 июля 2003 г. составил 31,35 млн экземпляров, что на 250 тыс. экземпляров больше аналогичного периода 2002 г. и на 1,85 млн экземпляров меньше, чем на 1 января 2003 г. После кризиса 1998 г. подписные тиражи периодики в России упали до 27 млн экземпляров. К 2001 г. они в принципе восстановились, но с тех пор фактически не растут и колеблются в пределах 31-33 млн экземпляров по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года соответственно. Нынешний объем российского рынка подписки на периодическую печать специалисты оценивают в пределах $500 млн, хотя потенциально он гораздо больше.<BR>Как и за рубежом, в России сформировались четкие группы изданий, имеющих преимущественно подписное распространение. По подписке распространяется почти 95% профессиональных и специализированных изданий, около 44% газет и общественно-политических еженедельников и до 29% популярных массовых журналов. Подписные же тиражи массовых еженедельников составляют менее 5%, и тенденции к их росту не наблюдается. Аналогично выглядит ситуация с глянцевыми журналами, которые по своей концепции ориентированы преимущественно на розничное распространение.<BR>В целом по стране на 1000 жителей ныне приходится 217 подписных экземпляров печатных СМИ. Лидирует по этому показателю Татарстан (531 экземпляр), а самые низкие подписные тиражи отличают Москву (99 экземпляров) и Петербург (61 экземпляр). В 1990 г. на 1000 жителей страны выписывалось более 1500 газет и журналов.<BR>Ситуация на российском подписном рынке обусловлена четырьмя факторами: общей экономической ситуацией в стране, высокой стоимостью подписки (подписные цены выше розничных на 20-100%), поздней доставкой подписных тиражей потребителям; ростом розничных продаж печати. Конкуренция в этом секторе услуг относительно развита только в крупных и средних населенных пунктах, где услуги клиентам по подписке на периодическую печать предлагает несколько локальных операторов и самих издателей. На остальной территории страны почта остается, по существу, единственным оператором, обеспечивающим приобретение периодической печати в розницу и по подписке.<BR><BR><B>В Петербурге</B><BR>Валерий Туманов, генеральный директор OOO "МДМ-Печать", оценивает газетный рынок Петербурга как умеренно растущий. "Серьезные СМИ стали делать вкладки, увеличили объемы и качество, но суммарный тираж этих изданий вырос не более чем на 10%. Тиражи развлекательных изданий растут в разы, количество их увеличивается примерно на 200% за 2-3 года. Происходит не только рост тиражей, но и улучшается качество полиграфии. Рынок не только больше читает, но и готов платить за качество. Появился выбор для читателя", -- комментирует Валерий Туманов.<BR>Еще одной особенностью рынка прессы Валерий Туманов назвал развитие периферийной полиграфии, развитие печати на местах, появление качественных типографий в небольших городах.<BR>Елена Фомина, директор ФГУП "Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс", в котором печатается большая часть городских и федеральных общественно-политических газет, считает, что явной тенденции к росту абсолютного суммарного тиража нет.<BR>Улучшается качество газет и журналов, у многих газет растет объем, особенно в дни выборных кампаний. Рекламные издания значительно прибавили в объемах за последние годы. Таким образом, приведенный тираж заметно растет. Но тиражи общественно-политических газет каждый год во время подписной кампании снижаются на 10-15%.<BR>Некогда главная типография города, по словам Евгения Трубина, генерального директора ФГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Лениздат", газет сегодня не печатает. Типография полностью переориентировалась на книги.