Фарфор братьев Корниловых требует жизни в стиле модерн

Россия начала века оставила нам несколько культурных символов. Один из них -- это фарфор фабрики братьев Корниловых. На этой неделе в Манеже закончила работу выставка "Фарфор завода братьев Корниловых". Экспонаты выставки постоянно хранятся в запасниках Э

<BR><BR>Россия начала века оставила нам несколько культурных символов. Один из них -- это фарфор фабрики братьев Корниловых. На этой неделе в Манеже закончила работу выставка "Фарфор завода братьев Корниловых". Экспонаты выставки постоянно хранятся в запасниках Эрмитажа либо Большого дворца в Петергофе, и, видимо, другого шанса увидеть фарфор фабрики братьев Корниловых в ближайшее время не представится.<BR>Сервизы и фарфоровые статуэтки с фирменным клеймом завода можно найти в антикварных магазинах и на аукционах. Разрозненные тарелки, крышки от супниц и соусники с наполовину стершимся клеймом попадаются на Блошином рынке на Удельной и в магазинах с неаппетитным названием "Скупка".<BR>Выставка в Манеже была странным сочетанием предметов искусства, не всегда отмеченных печатью хорошего вкуса, и фотографий заводских цехов. В цехах можно снимать триллеры. Фарфор -- и изысканный, и аляповатый -- выглядит, как обломок кораблекрушения. Уклад жизни, частью которого он был -- утренние умывания с помощью кувшина, долгие семейные чаепития, -- все это осталось в прошлом веке вместе с интерьерами в стиле модерн и людьми в этом же стиле. Чайник белого фарфора с императорским гербом в современную чайную церемонию не впишется -- у людей в стиле постмодернизм на завтрак отводится четыре с половиной минуты.<BR>Фарфоровый завод, позже названный заводом братьев Корниловых, был основан в 1835 году сыновьями Савина Васильевича Корнилова, который занимался торговлей фарфоровой посудой. Идея основания завода принадлежит Михаилу Савиновичу Корнилову.<BR>В 1839 году фарфор фабрики получает золотую медаль на Московской выставке. В 1841 году -- золотую медаль на выставке в Варшаве. С 1835 года на фарфоре появляется клеймо Фабрики братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. Позже клеймо будет меняться.<BR>Фарфор братьев Корниловых изготавливался по рисункам лучших петербургских художников. В начале века был моден китайский стиль, потом эксплуатируется русская фольклорная тема. Маленькая кофейная чашечка украшена изображениями медведя, идущего по лесу. Вместо ручки -- конек-горбунок.<BR>Изделия завода братьев Корниловых предназначались для разных target group. Купечество отдавало предпочтение аляповатым сервизам, украшенным позолотой с крупными цветами или пейзажами. Аристократия любила простоту и ясность форм. Белые предметы из сервиза с буквами ДГНЦ (Двор государя наследника цесаревича) украшены одной-единственной красной полоской. Простота, достойная приюта для подкидышей. Набор для крымской дачи Великого Князя Константина Николаевича -- это белая посуда с синей надписью "Ореанда" . Тарелки из сервизов императорских полков отмечены скромной военной символикой без всяких излишеств.<BR>Завод братьев Корниловых выбрасывал на рынок и фарфоровые статуэтки. Негры, пастушки с цветами, кулачные бойцы, "кавалер, пишущий письмо". Притягивает взгляд чернильный прибор с фигурками дамы и девочки за рукоделием. Надо полагать, что чернила наливались в туловище дамы или девочки.<BR>Возможно, все это однажды захочется увидеть еще раз. Когда только он будет, этот раз?