00:0001 октября 200300:00
16просмотров
00:0001 октября 2003
Юрий Самохин, руководитель консультационно-правового отдела АКГ "Прайм Эдвайс"
<BR><BR>Юрий Самохин, руководитель консультационно-правового отдела АКГ "Прайм Эдвайс"<BR><BR>Малые предприятия, давно применяющие упрощенную систему налогообложения, привыкли к мысли о том, что для них существует один налог -- единый.<BR><BR>-- Дополнительно они должны были уплачивать взносы во внебюджетные фонды, которые потом трансформировались в единый социальный налог. Сохранявшиеся для них другие налоги и сборы в виде таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов носили эпизодический характер -- большинство субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не имели объектов налогообложения по этим налогам.<BR>С 2003 г. предприятиям, применяющим УСН, следует быть более внимательными. Теперь правила применения УСН сформулированы по-иному. Согласно статье 346.11 НК РФ, применение УСН предусматривает замену единым налогом не всех, а только закрытого перечня налогов (налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество, ЕСН). Все остальные налоги должны уплачиваться предприятиями, перешедшими на УСН, наравне с применяющими общую систему налогообложения.<BR>Это означает, что для них сохраняются не только таможенные платежи, государственные пошлины, транспортный налог и лицензионные сборы, что было и раньше. Теперь субъекты УСН также должны уплачивать региональные и местные налоги, в частности земельный налог и налог на рекламу. Если в отношении земельного налога все относительно просто: является организация собственником земли, землевладельцем или землепользователем в соответствии с Земельным кодексом РФ -- значит, является плательщиком земельного налога, вне зависимости от того, применяет ли она УСН или общую систему налогообложения.<BR>Иное дело с налогом на рекламу. С одной стороны, Решение малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 21.05.92 № 149 "О налоге на рекламу" устанавливает, что плательщиками налога на рекламу являются юридические и физические лица, уплачивающие в соответствии с законодательством налог на прибыль предприятий и организаций. Учитывая, что организации, перешедшие на УСН, не являются плательщиками налога на прибыль, формально, согласно решению малого Совета, они не являются плательщиками налога на рекламу. Однако существуют серьезные основания полагать, что указанное решение может быть признано недействующим (см. "ДП" №173/02, www.dp.ru).<BR>При этом существуют постановления Муниципальных советов муниципальных образований муниципальных округов, вводящих на территории этих округов налог на рекламу.<BR>Эти постановления определяют налогоплательщиками всех юридических лиц, вне зависимости от уплаты ими налога на прибыль.<BR>Таким образом, нормативные акты одного уровня противоречат нормативному акту другого уровня. Стремление законодателя облегчить жизнь организациям, предоставив возможность применять УСН, наталкивается на противоречия в законодательстве на местном уровне, и бухгалтер опять должен ломать голову над тем, какие налоги и как платить.<BR>Нормативные правовые акты Муниципальных советов муниципальных образований как органов местного самоуправления должны соответствовать нормативным правовым актам Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. При этом право Санкт-Петербурга в лице свого законодательного органа регулировать вопросы исчисления и уплаты налога на рекламу, являющегося местным налогом, является спорным. Действующие нормы законодательства о местном самоуправлении, определяющие особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, Москве и Санкт-Петербурге, допускают различное толкование вопроса о наличии у законодательного органа власти Санкт-Петербурга компетенции на установление местных налогов.<BR>Нельзя обойти вниманием и позицию Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу, изложенную в письме от 1.04.03 №07-04/6624 "О налоге на рекламу", в котором сделан вывод о необходимости уплаты налога в соответствии с решением Малого совета Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 21.05.92 №149 "О налоге на рекламу" на территориях муниципальных округов Санкт-Петербурга, где соответствующие нормативные акты по налогу на рекламу не приняты.