00:0022 августа 200300:00
31просмотров
00:0022 августа 2003
Виктор Бочаров: "Когда начинаешь готовить конкурс, вообще не знаешь, откуда придут деньги"
<BR><BR>Виктор Бочаров: "Когда начинаешь готовить конкурс, вообще не знаешь, откуда придут деньги"<BR>Виктор Бочаров, директор конкурсов Елены Образцовой. Всех -- кроме первого. На первом конкурсе он был зрителем. А накануне третьего ему уже поступило предложение поработать директором конкурса Вана Клиберна, который будет проводиться в России в 2005 году. Такая вот карьера.<BR><BR>-- Как становятся директорами столь престижных оперных конкурсов?<BR>-- Исключительно по протеже и по дружбе с Еленой Васильевной.<BR><BR>-- Дружба дружбой, а каковы Ваши обязанности?<BR>-- Обязанности директора разнообразны, и их очень много. Для того чтобы конкурс состоялся на уровне, которым была бы довольна Образцова, 31 августа, закрыв конкурс и отправив последних членов жюри по домам, с 1 сентября уже начинаем подготовку к новому конкурсу -- только тогда что-то получится.<BR>Подготовительный период -- это самая трудоемкая и сложная вещь, когда начинаешь работу над конкурсом. Главное -- вообще неизвестно, откуда придут деньги. Поэтому основная часть работы делается очень небольшим количеством людей, так что времени и рук всегда не хватает. А надо договориться с залами, обеспечить транспорт. Весь -- от межконтинентального авиа до машин здесь, в городе.<BR>Но самая трудная и продолжительная работа -- составление конкурсной программы. Переписка с конкурсантами порой становится настоящим эпистолярным романом -- просишь одно, получаешь нечто совершенно другое. Что делать, певцы люди особенные, творческие и не слишком близки к реалиям жизни.<BR>Так и тянется медленная-медленная переписка, а если учесть, что артисты еще и ездят на гастроли, то порой она длится месяцами. Поэтому практически за год мы начинаем сбор информации о будущих конкурсантах для того, чтобы успеть к сроку.<BR><BR>-- Вы с самого первого конкурса работаете с Еленой Образцовой?<BR>-- На первом конкурсе я был зрителем, занимался видеосъемкой жюри, а начиная с прошлого, второго, уже работаю в качестве директора. И могу сказать, что основная задача по поиску денег, эта "святая", как выяснилось, очень непростая обязанность лежит на плечах Елены Васильевны.<BR>-- Каков призовой фонд конкурса?<BR>-- Общий премиальный фонд составляет 37 тысяч долларов, а наш "Гран-при" самый большой в мире -- 10 тысяч долларов. Конкуренцию нам составляет только Королева Норвегии -- большая любительница оперы, "Гран-при" ее конкурса тоже равен 10 тысячам долларов.<BR>Есть специальные призы -- в этом году они появились у нас от Пласидо Доминго, Ренаты Тебальди, мэрии Москвы, но это уже не наш бюджет, это -- сверх него. Полная смета конкурса в этом году составила 450 тысяч долларов. Творческой работой со спонсорами нам удалось уменьшить цифру до 300 тысяч. Залог удачи -- огромное уважение и желание людей помочь Елене Васильевне.<BR><BR>-- Может ли современная оперная певица сама распорядиться собой, справиться с ангажементами, или ей всегда необходим агент?<BR>-- Наше время в этом плане со всех сторон неудобное. Да, в действительности возле каждого артиста, особенно певца, возникают агенты, которые как бы занимаются их продвижением. Но на деле они часто превращаются в труднопреодолимый барьер. Очень часто агент решает, где и как выступать артисту.<BR>А ведь это не всегда правильное решение. Более того, о некоторых приглашениях артист даже не догадывается, поскольку агент не считает нужным ему о них сообщать, имея свои представления о том, что правильно. Это опасный путь. А вернее, все же то, что существовало раньше, что было нормой в XIX-XX веках -- самостоятельный выход артиста на переговоры, его непосредственное участие в обсуждении всех условий контракта. Возможно, это отнимает какое-то время у артиста, но зато он твердо знает, что происходит с его биографией.<BR>Образцова практически так и живет. У нее есть импрессарио в Америке, который занимается ее контрактами в Соединенных Штатах, есть импрессарио в Италии, который занимается такого же рода работами, но все документы, все договоры она обязательно смотрит сама. Это очень важно, потому что в жизни артиста бывают всякие ситуации. И ими нужно владеть.<BR><BR>-- Все же приходится признать, что, исключая примадонн, оперное искусство сегодня -- это не самая денежная профессия.<BR>-- Конечно, денежнее уйти в эстраду, забацать там какое-нибудь лихое шоу тысяч на 300 долларов. Но без классического искусства вообще невозможно существование чего-либо. Как в науке -- существует фундаментальная наука, и без физики и химии вы никуда не продвинетесь, никакой технически удобный прибамбас просто не родится. Так и в искусстве -- должна быть база. А база есть классическое искусство. Если ее уничтожить и свести на нет, как Николай Басков, то каждый зритель, рождающийся в этой стране, будет думать, что "Кармен" поет Долина, а Моцарта нужно петь как Филипп Киркоров...<BR>Пусть все живет одновременно. Но должен существовать образец, ну как золотой метр в Палате мер и весов, который даст понять зрителю, где живет правда.