Пушечный бизнес стреляет только по маркетингу

Солдат в высоком кивере и лосинах явно изнывал от жары. Несмотря на это, служивый довольно бодро поинтересовался: "Стрельнуть не желаете?" На деревянном помосте стояли два старинного вида артиллерийских орудия.

<BR><BR>Солдат в высоком кивере и лосинах явно изнывал от жары. Несмотря на это, служивый довольно бодро поинтересовался: "Стрельнуть не желаете?" На деревянном помосте стояли два старинного вида артиллерийских орудия.<BR><BR>Все вышеперечисленное -- вовсе не аттракцион, а маркетинговая акция. Так в Петербурге продают пушки.<BR><BR><B>Безопасные пушки</B><BR>Пушки, конечно, бывают разные. К примеру, настоящие и не совсем. "Настоящие" в Петербурге производит только "Машиностроительный завод "Арсенал". Называть их "пушками" не совсем верно. Правильно -- артиллерийские установки. Делает "Арсенал" их по заказу министерств обороны различных государств. На частный сектор работают ООО "Старая пушка" и ЗАО "Феодоровский завод АВ". К огнестрельному оружию их пушки отнести сложно, ведь в них нет главного элемента -- затравочного отверстия, то есть того места, где поджигается порох. Однако производители не сетуют. Юрий Барыбин, генеральный директор ООО "Старая пушка", позиционирует свою продукцию как декоративную и добавляет: "Если захотеть, то можно выстрелить и из обычной трубы". Под пушками же "Феодоровского завода АВ" скрываются пусковые салютные установки.<BR><BR><B>Спектакль</B><BR>Помост с пушками и петровскими солдатами находится в Петергофе рядом с Большим дворцом. Все это вместе называется "Пушечным двориком". Редко, но все же подходят к нему люди, подносят длинный шест, именуемый фитилем или запальником, и раздается то, что вернее назвать грохотом. Дым и огонь есть, но и только. Из ствола пушки ничего поражающего не вылетает. Цели, впрочем, тоже нет. Зато уши закладывает.<BR>Это маленькое действо на самом деле всего лишь бутафория. Но об этом никто из стреляющих до сих пор не догадался. По большому счету, все делает "солдат". Именно он нажимает на спрятанную от окружающих кнопку, когда клиент подносит фитиль к якобы пороху (на самом деле это что-то вроде обычного взрывпакета). После чего внутри ствола взрывается пиротехнический заряд. Вот такой маркетинговый ход придумал Юрий Барыбин для продвижения своей продукции на отечественном рынке. "Когда я продавал одну из своих пушек, заказчик попросил показать ее "в деле". Показал. Тут подбежали обычные прохожие и спросили, можно ли где-нибудь поучаствовать в подобном аттракционе. Тогда я и решил, что неплохо бы что-нибудь подобное придумать. Конечно, эта услуга -- дать желающим самим пострелять из пушки -- много денег не приносит. Дай бог, чтобы орудия окупились. Но для меня это в первую очередь рекламный, а не коммерческий проект. Люди видят мою продукцию, подходят, интересуются, оставляют свои координаты", -- рассказывает "пушечный директор".<BR>В рекламной акции принимают участие "Шуваловские единороги" образца 1761 года. Господин Барыбин уверяет, что они -- точная копия тех, что стоят в петербургском Центральном военно-морском музее. "Старая пушка" льет еще несколько разновидностей "единорогов", а также "Петровские мортиры". Всего --семь разновидностей, и все они внешне стараются походить на свои древние прототипы. Самому производителю больше всего нравится "Шуваловский единорог" морского типа. Говорит, что красивый. Это и понятно, ведь мужчины, как известно, любят глазами. Материалы, из которых изготавливается тяжелая артиллерия от Барыбина, -- дуб, бронза, латунь, кованая сталь.<BR><BR><B>Рождение и смерть</B><BR>Обстоятельства, при которых Юрий Барыбин с товарищем взялся сделать уменьшенную копию "единорога", канули в лету. Но именно эта пушка в миниатюре стала отправной точкой в создании пушечного бизнеса. "Эту пушечку мы показали Центральному военно-морскому музею. Его эксперты сказали, что сделано качественно, сходство с оригиналом почти полное. Нас там запомнили. А потом знакомый из этого музея обратился к нам с просьбой сделать для иностранного коллекционера "Шуваловского единорога" морского образца. Вот так все и "завертелось", -- вспоминает Юрий.<BR>За 2 года до появления "Старой пушки" в городе начали производить "тяжелую артиллерию" на "Феодоровском заводе АВ". Сначала -- маленькие, с длиной ствола около 25 см, сувенирные пушки, похожие на коронады (короткие артиллерийские орудия), "единороги" и крепостные пушки XVIII-XIX вв. Объем продаж этих изделий составляет 3-4 штуки в год. Кроме того, завод взялся и за более крупные пушечные объекты -- здесь стали изготавливать пусковые салютные установки, стилизованные под старинные артиллерийские мортиры.<BR>Пока их сделано около 10 штук. Как признался заместитель генерального директора ЗАО "Феодоровский завод АВ" Юрий Ермаков, в последний год производство "пушек" на их заводе практически свернуто. "Дело в том, что пушка, даже маленькая, мало кому нужна, это дорогой сувенир для состоятельных людей. Стоит она $350-400, спрос поэтому небольшой. Мортиры тоже редко покупают, потому что для салюта проще и дешевле купить китайские одноразовые пусковые трубы. Антураж мало кому нужен. Выходить на мировой рынок довольно сложно. Потому что на Западе сувенирный бизнес развит, а у нас пока нет. Это то же самое, что пытаться экспортировать отечественные телевизоры или автомобили", -- считает господин Ермаков.<BR><BR><B>Заказчики</B><BR>За 2,5 года производство Юрия Барыбина отлило около 30 пушек. Средняя стоимость его пушки -- $4 тыс. Какой-то налаженной системы дистрибуции нет. Покупают пушки в основном частники для загородных резиденций. Один из самых крупных заказов -- шесть "единорогов" -- "Старая пушка" выполнила для санаторно-курортного комплекса "Старый Мельник". Есть и государственные заказы для музеев. Сам Юрий Барыбин, показывая фотографии со своими детищами, говорит, что очень хорошо пушки смотрятся возле камина.<BR>Мортиры от "Феодоровского завода АВ" приобретают как частники "для куража в своем загородном доме", так и плавучие и прибрежные рестораны. Одну из таких приобрел ресторан "Флагман". Маленькие пушки, по словам Юрия Ермакова, хорошо украшают рабочий стол и, при желании ее хозяина, могут выстрелить. "Если зарядить в них порох, то можно кого-нибудь и припугнуть. Необходимый для этого звук и дым пушка обеспечит", -- объясняет Юрий.<BR>А вот "пушки" "Машиностроительного завода "Арсенал" вызывают уважение и своим грозным видом и даже названием. Вместо романтических "Шуваловских единорогов" -- утилитарные: артиллерийский комплекс АК-130 или артиллерийская установка А190Э. "Пушки составляют 25-35% от всего объема производства предприятия. Треть заказов -- от нашего Министерства обороны. Остальные -- от Индии, Китая, Вьетнама, Алжира и Греции", -- поведал первый заместитель генерального директора ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" Сергей Королев.<BR><BR><BR>