Ленобласть поддержит туризм концептуально

Областные чиновники надеются не на Москву, а на глубинку

<BR><BR><B>Областные чиновники надеются не на Москву, а на глубинку</B><BR>Правительство Ленинградской области рекомендовало к утверждению областной закон о развитии сферы туризма и рекреации. Он закрепляет за чиновниками вполне рыночные функции продвижения туристического продукта на рынок.<BR><BR>"Мы ожидаем, что закон будет принят Законодательным собранием Ленинградской области уже в сентябре, -- говорит начальник отдела туризма Комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму правительства Ленинградской области Николай Панов. -- Он не требует изменения областного бюджета, а в таких случаях, как правило, претензий у депутатов не возникает".<BR>Закон лишь закрепляет изменения, которые сотрудники отдела внесли в региональную программу развития туризма. Программа была принята в 2000 г. и рассчитана на 5 лет. Ее пришлось корректировать в связи с утверждением федеральной Концепции развития туризма (см. "ДП" 129/02, www.dp.ru).<BR>"Изменения действительно концептуальные, -- поясняет Николай Панов. -- Прежде всего нашей главной задачей теперь является продвижение турпродукта. Некоторые районы, например Карельский перешеек, в этом фактически не нуждаются. Но на востоке области есть места ничуть не хуже, просто о них никто не знает".<BR><BR><B>Карты, деньги, юбилей</B><BR>Продвигают турпродукт достаточно традиционным способом. Отдел туризма использует для этого принадлежащие областному правительству СМИ. По особо выдающимся мероприятиям проводятся специальные рекламные кампании. Кроме того, в 2003 г. были выпущены туристическая карта, каталог инвестиционных предложений от турфирм и путеводитель по Ленинградской области, как с гордостью подчеркнул Николай Панов, -- первый за полвека. Главной преградой на пути развития туризма, как и прежде, является слабая инфраструктура. В большинстве районов Ленобласти вообще отсутствуют гостиницы и рестораны приемлемого даже для отечественных туристов уровня. Тем не менее некоторый прогресс налицо. По словам Николая Панова, "главный областной юбилей года", -- 1250-летие Старой Ладоги, -- продемонстрировал успешное сотрудничество властей и бизнеса. Областная администрация по мере сил "раскручивала" событие, а предприниматели вкладывали деньги в туробъекты.<BR><BR><B>Президент помог</B><BR>"В Старую Ладогу мы попали, в общем-то, случайно. Увидели потрясающие и очень запущенные места, -- вспоминает генеральный директор ЗАО "Инвестиционная компания "Ленмонтажстрой" Анатолий Ильин. -- Подумали, посчитали и организовали турфирму "Ладога Тур", которая специализируется на экскурсиях в первую столицу Руси. Параллельно мы стараемся создавать некую комплексную инфраструктуру".<BR>"Ленмонтажстрой" построил в Старой Ладоге собственное кафе, разрабатывает проект создания гостиницы и поддерживает интернет-сайт "Ладога 1250". Компания не раскрывает общую сумму инвестиций, однако подчеркивает, что о рентабельности проекта говорить рано. "За несколько месяцев раскрутиться невозможно. Нас радует уже то, что количество туристов неуклонно растет, -- отмечает начальник отдела туризма ЗАО "Туристическая фирма "Ладога Тур" Анна Замыцкая. -- Нам очень помог визит Президента РФ в Старую Ладогу, мы о таком всплеске внимания могли только мечтать".<BR><BR><B>На земле, под землей</B><BR><B>и на море</B><BR>Подобных проектов (в разной степени проработки), опирающихся на местные ресурсы и деньги петербургских инвесторов, достаточно много. Как правило, они основаны на некоей "изюминке", уникальном туристическом продукте.<BR>К примеру, этнографическая деревня "Верхние Мандроги" заманивает туристов музеем водки, блинами и лосиной фермой; фирма "Балт-Экстрим" обещает погружение с аквалангом к затонувшим кораблям в Выборгском заливе; на Карельском перешейке можно заказать себе экскурсию по укреплениям линии Маннергейма; а в Сланцевском районе рожден проект подземного развлекательного комплекса в заброшенной шахте.<BR>"Мы с интересом относимся к таким проектам и стараемся подыскать для них партнеров. Кроме того, время от времени наш отдел устраивает выездные туры-семинары в районах Ленобласти, куда приглашаем представителей городских турфирм, -- перечисляет Николай Панов. -- По нашим приблизительным подсчетам, прирост количества туристов в области достигает 10-15% в год. На пике сезона ощущается нехватка мест для размещения, а это свидетельство того, что спрос опережает предложение".<BR><BR><B>Не хватает цифр</B><BR>Развитию инвестиций в туристическую сферу мешает отсутствие достоверных сведений о рынке. Подавляющее большинство туристов покупает услуги "незаметно". Турфирмы отчитываются за статистику только раз в году, да и то по устаревшим формам.<BR>"Эта проблема может быть решена только на федеральном уровне, -- уверен Николай Панов. -- Только тогда можно будет точно посчитать, сколько будет туристов, где они будут спать, что есть и т.д., и тогда в отрасль пойдут нормальные инвестиции".