Рагхурам Г. Раджан и Луиджи Зингалес: "Продолжится ли...

Рагхурам Г. Раджан и Луиджи Зингалес: "Продолжится ли финансовая революция в Европе?"

<BR><BR>Рагхурам Г. Раджан и Луиджи Зингалес: "Продолжится ли финансовая революция в Европе?"<BR>За последние два десятилетия в Европе произошло значительное расширение финансовых рынков за счет традиционной системы финансирования, основанной на тесных отношениях между крупными банками и частными компаниями.<BR><BR><B>Угроза бегства</B><BR>Торговая интеграция поставила банки и компании перед лицом иностранной конкуренции, ограничив возможности вмешательства со стороны национальных правительств с целью защитить отечественные предприятия. Более того, Европейская Комиссия объявила незаконными субсидии государственным предприятиям, если они нарушают справедливую конкуренцию в странах -- членах ЕС, в то время как фискальная дисциплина, установленная введением евро, положила конец правительственным кредитным субсидиям, приобретшим значительный размах и являющимся важнейшим "смазочным материалом" для систем, основанных на отношениях.<BR>Более того, объем корпоративных долговых бумаг вырос почти втрое после того, как введение евро устранило валютный риск. Европейская Комиссия также открыла рынок для корпоративного контроля путем наложения вето на все барьеры, препятствующие поглощению компаний путем скупки акций на рынке, возведенные большинством стран -- членов ЕС.<BR>Однако сейчас, когда внутренние экономические границы в Европе по большей части сняты и главной целью стало политическое объединение, интеграция может больше не быть такой благоприятной для развития рынка. Чем выше централизация политической власти, тем больше у центральной власти возможностей для вмешательства в рыночные процессы. Прорыночный уклон, характеризовавший политику ЕС до сегодняшнего дня (за некоторыми примечательными исключениями, как, например, сельскохозяйственная политика), может легко принять противоположное направление.<BR>В торговых зонах, сформированных разнотипными государствами, крупный бизнес также неоднороден, а поэтому ему сложно лоббировать свои интересы на наднациональном уровне. В то же самое время политическая интеграция может произвести прямо противоположный эффект на развитие рынков. Угроза бегства капитала в соседние политические единицы создает сильный стимул для проведения политики, благоприятной для развития рынка, но в случае их объединения этот стимул потеряет силу.<BR><BR><B>Основы неравенства</B><BR>Тем временем финансисты, занимающие ответственные должности, заинтересованы в противостоянии системе, основанной на рыночных принципах, поскольку в условиях последней правильная оценка кредита и управление риском имеют большую ценность, чем их основной "навык" -- установление нужных связей. Они имеют хорошую возможность организовать "антирыночное" движение, особенно в малых странах, где такие люди образуют определенные группы, члены которых часто заканчивают одни и те же элитные школы, посещают те же клубы, а также заключают браки между собой.<BR>Вопрос заключается не в том, следует ли Европе продолжать свой путь к финансовой системе, основанной на рыночных принципах, а в том, сможет ли Европа сохранить политическую волю для достижения этой цели и смогут ли страны -- члены ЕС укрепить институты, необходимые для того, чтобы в полной мере воспользоваться выгодами финансовых рынков.<BR>Существует серьезная опасность, что реформы, способствующие становлению рынков, принесут пользу странам Северной Европы, но нанесут вред недостаточно развитым районам на юге Европы, лишив их системы, построенной на отношениях. В этих районах более высокий уровень коррупции и уклонения от уплаты налогов, а также меньший средний размер частных предприятий подрывают принцип предоставления достоверной информации, необходимой финансовым рынкам.<BR>Отчасти по этой причине расширение Европейского Союза гораздо важнее, по крайней мере, для финансовых рынков, чем политическое объединение, дающее стимул крупным предпринимателям лоббировать свои интересы на центральном уровне. Действительно, одна из положительных сторон правила Европейской Комиссии, требующего единодушного согласия для принятия некоторых решений, заключается в том, что оно препятствует установлению монопольной власти, снижая, таким образом, риск использования централизованной власти против свободного рынка.<BR><BR><B>Основа сильной</B><BR><B>конкуренции</B><BR>Это приобретает дополнительную важность ввиду того, что как американские, так и европейские лидеры начинают потворствовать антиглобалистскому движению. Корпоративные скандалы в Америке подорвали моральные позиции рыночных принципов, в то время как лопнувший мыльный пузырь интернет-компаний ослабил экономическое доверие к ним. Неблагоприятный распределительный эффект финансовой системы, основанной на рыночных принципах, может еще больше усилить антирыночные силы в Европе, особенно в ее южной части.<BR>Европейский Союз может оказать сопротивление этой антирыночной тенденции, способствуя проведению структурных реформ в странах Южной Европы и сосредоточившись на расширении ЕС для усиления экономической конкуренции. Однако необходимо сохранить четкое разделение власти между местными и центральными властями на всех уровнях, чтобы поддержать сильную конкуренцию и здоровую разность интересов.<BR>Рагхурам Раджан и Луиджи Зингалес -- профессора финансового дела аспирантуры бизнес-школы Чикагского университета; соавторы книги "Как спасти капитализм от капиталистов".<BR>Авторское право: Project Syndicate,<BR>июль 2003. Перевод с английского:<BR><B>Евгения Унанянц</B>