00:0031 июля 200300:00
48просмотров
00:0031 июля 2003
Выживание российского овощного рынка зависит от возможности хозяйств обновить свою техническую базу
<BR><BR><B>Выживание российского овощного рынка зависит от возможности хозяйств обновить свою техническую базу</B><BR>Низкие запасы картофеля и овощей в начале 2003 года спровоцировали резкий рост потребительских цен.<BR><BR>Так, в феврале на картофель, капусту, репчатый лук, морковь и яблоки цена в среднем поднялась на 25% относительно января. Наименьший рост цен зафиксирован на яблоки (12%), наибольший -- на свежую капусту (47%) (см. табл.).<BR><BR><B>Природный фактор</B><BR>Отрицательная динамика рынка по объему производства связана с неблагоприятными погодными условиями в 2002 году, считают аналитики Аграрной российской информационной системы (АРИС). Длительная засуха в вегетационный период, а также сырая и холодная погода во время уборки урожая привели к снижению урожая фруктово-овощных культур. По данным Минсельхоза, валовой сбор картофеля в 2002 году уменьшился на 6,1%, а овощей -- на 1,8% относительно 2001 года (см. табл.).<BR>По мнению аграриев, скачкообразное изменение цен для этого рынка характерно вообще. С погодой связано и время посадки и сбора урожая. Например, в этом году, по словам специалиста из сельскохозяйственного общества им. Тельмана, морковь была посажена на 2 недели позже, соответственно и сбор перенесется на 2 недели, что скажется на ценах. Зависимость от погоды не позволяет овощеводам делать и прогнозы развития рынка.<BR>Но конъюнктура рынка зависит не только от погоды, утверждают фермеры. По мнению коммерческого директора ЗАО "Лето" Тамары Лебедевой, на рост цен на овощи и фрукты повлияло повышение стоимости энергоносителей и воды -- на 50% с января 2003 года.<BR><BR><B>Европейский пример</B><BR>Однако главным фактором, влияющим на локальный рынок фруктово-овощных культур, все же остается погода и климатические особенности региона.<BR>Весенние заморозки и летняя жара в Европе в этом году привели к потере урожая и нанесли ущерб производителям фруктов в Италии, Франции, Греции и Португалии. Цены на фрукты стремительно выросли. Например, стоимость слив в летнем сезоне в Италии увеличилась почти в 2 раза. В целом же фрукты в Европе подорожали примерно на 30%.<BR><BR><B>Рыночный круговорот</B><BR>Слабое предложение со стороны отечественных сельхозпроизводителей в начале 2003 года, сформированное дефицитом запасов, было восполнено импортом. По данным ООО "Фонд информационных технологий", в январе -- апреле 2003 года импорт фруктов и овощей в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2002 года увеличился на 37% по натуральному показателю и составил 1,13 млн тонн (см. табл.).<BR>К февралю рынок оседает. Это связано не только с количеством урожая, но и с качеством его обработки и условиями хранения. Именно на февраль -- июль и приходится основная доля импорта овощей. Молодой картофель привозят из Марокко, Франции, овощи -- из Нидерландов. С увеличением импорта поднимаются и цены. Со сбором собственного урожая в августе-сентябре цены опять снижаются.<BR>В отличие от европейских сельхозпроизводителей, которые своей продукцией перекрывают годовой спрос рынка (при среднестатистическом урожае овощей и картофеля хватает на год), отечественные фермеры удовлетворить спрос родного рынка не могут.<BR>Директор по маркетингу ЗАО "Белая дача" Алексей Заславский отмечает, что в европейской части России в январе на рынке присутствует 70-80% российских корнеплодов и капусты (с каждым годом этот процент увеличивается). А потом, в зависимости от урожая прошлого сезона, доля отечественной продукции снижается. К марту -- до 50%, а к маю -- до нуля.<BR>По некоторым группам овощной продукции уже к июлю ситуация меняется в пользу отечественных производителей. Так, по словам Тамары Лебедевой, на оптовом петербургском рынке сейчас баклажаны и перец представлены только российские, тогда как еще в мае были в основном импортные.<BR><BR><B>Рыночный фактор</B><BR>Производители отмечают, что собрать урожай -- еще полдела, надо его сохранить. А это вызывает трудности. "Большинство хозяйств не могут долгое время хранить корнеплоды, -- говорит Алексей Заславский. -- Все хранилища в стране старые, оставшиеся с советских времен".<BR>Улучшение условий хранения овощей и фруктов увеличит период присутствия на рынке отечественной продукции. Овощеводы уверены, что через некоторое время россияне будут есть больше российского картофеля, морковки, свеклы, лука и других сельхозпродуктов. Однако инвестировать в современное технологическое оборудование для хранения большинство сельхозкомпаний не в силах.<BR>По словам Андрея Быховского, директора компании "Альтракон СПб", занимающейся оснащением хозяйств оборудованием для хранения овощей и картофеля, потенциально в Ленобласти только пять-шесть хозяйств могут позволить себе современные вентиляционные камеры. В одной камере можно хранить 500 тонн сельхозпродукции, для модернизации же овощехранилища вместимостью 3-4 тыс. тонн понадобится шесть-восемь камер. Стоимость подобного проекта 210-280 тыс. евро. При сравнении с хранилищами, оснащенными холодильным оборудованием, использование вентиляционных камер снижает издержки на 10%.<BR>Новое оборудование в 2002 году смонтировано на гатчинской овощебазе, которая принадлежит ОАО "Московское оптово-розничное объединение" (МОРО), занимающемуся выращиванием, обработкой и хранением овощей и картофеля. Для хранения используется 12 камер активной вентиляции вместимостью 8,4 тыс. тонн, шесть холодильных камер вместимостью 3,6 тыс. тонн (см. "ДП" №166/02, www.dp.ru).<BR>О планах построить новое овощехранилище заявило и ЗАО "Молодежный".<BR>"В идеале мы придем к тому, что борщевой набор будет поставляться в Россию все меньше и меньше", -- прогнозирует генеральный директор НП "Фруктово-овощной альянс" Георгий Чистяков.<BR><BR><B>В опт и розницу</B><BR>Розница также влияет на повышение качества обработки, упаковки овощной продукции и разработки новых продуктов. По заявлению представителя ЗАО "Белая дача", компания намерена в 2003 году расширить ассортимент по видам упаковки. Кроме того, запуск в 2002 году новой линии переработки и производства готовых свежих овощных салатов (аналога замороженных) позволит компании развиваться в торговых сетях с этой продукцией.<BR>Но не у всех производителей получается работать с крупной розницей. Торговые сети достаточно жестко диктуют свои условия. По словам Тамары Лебедевой, коммерческого директора ЗАО "Лето", компания долгое время не может наладить деловые отношения с ООО "Агроторг" (торговая сеть "Пятерочка") из-за жестких условий. Камнем преткновения стал вопрос возврата некондиционного товара. "Работа с овощами предполагает наличие какой-то доли брака, -- говорит Тамара Лебедева, -- а продавцы как будто этого не понимают. В этом отношении работать с оптовиками легче".<BR>Тормозом в работе фермеров с розницей служит и отсутствие у последних специализированных складских помещений.<BR>