Турфирмы перестраивают систему подготовки персонала

Бизнес испытывает нехватку сотрудников среднего звена -- выпускников лицеев и колледжей

<BR><BR><B>Бизнес испытывает нехватку сотрудников среднего звена -- выпускников лицеев и колледжей</B><BR><BR><B>Рашид</B><BR>Велемеев, генеральный директор ООО "Синдбад":<BR><BR>"Любая компания заинтересована в высококвалифицированных сотрудниках. В свою очередь, компания создает выгодные условия для таких людей, чтобы они не уходили. Среди туристических компаний существует негласное правило: уводить в высокий сезон хорошего сотрудника считается моветоном. Сейчас в туристическом бизнесе жутчайший кризис: нет профессионалов.<BR>Мы создали свою корпоративную школу, где обучаем с нуля выпускников различных вузов, в основном отбираем по личным качествам, главное из которых -- амбициозность. Это наш первый опыт -- ребята отучились 2,5 месяца, практически без выходных. Те, кто дошел до финиша, остались работать в компании. Ребята проходили различные тренинги, изучали корпоративную культуру. Теперь они знают больше остальных сотрудников и приходят в офис как в дом родной, где знакомо все, и это главное. Я считаю это отличным опытом, и в дальнейшем мы продолжим эту практику. Ведь здесь главное -- личные качества и взаимоотношения: в туризме учиться нечему".<BR><BR><B>Сергей</B><BR><B>Тимралиев, генеральный директор ЗАО</B><BR>"Фирма "Нева":<BR><BR>"В нашей компании произошло небольшое увеличение штата на летний период, но в зимнее время у нас тоже много продаж. Кроме того, мы переориентируем сотрудников на другие направления, в зависимости от сезона. К нам периодически приходят студенты на практику. Из пяти человек один старается. Разумеется, мы его возьмем. Выпускников мы оцениваем реально -- это все молодые специалисты. С ними чуть легче работать, чем с людьми, которые приходят с нуля".<BR><BR><BR><BR>Татьяна Павликова, генеральный директор ООО "Тур Престиж":<BR><BR>"Наша фирма работает с 1994 г. Изначально у нас был стабильный коллектив, но за 5 лет многие коллеги доросли до того, чтобы открыть собственный туристический бизнес, и превратились в наших партнеров. Тогда произошла заметная смена коллектива. В горячий сезон мы производим традиционный дополнительный набор, но только на техническом уровне -- анкетирование и курьерские услуги.<BR>В течение года мы принимаем на практику нескольких стажеров из вузов города. Некоторые из них остаются, но перед этим им необходимо проходить тестирование в нашей фирме. Приятно, что, когда мы посылаем запрос на практикантов, к нам присылают сильных людей".<BR><BR><BR><B>Любовь</B><BR>Софян,<BR><B>генеральный директор ООО "Нордик</B><BR>Трэвэл":<BR><BR>"В нашей фирме большая текучка кадров. За 7 лет работы ежегодно у нас обновляется до 40% сотрудников. Зато 60% постоянных сотрудников работает свыше 5 лет. В большей степени мне приходится увольнять молодых сотрудников. Так как многие приходят, думая, что въездной туризм -- это красивая и легкая работа, но это не так -- здесь нужны стальные нервы и самостоятельность. На то, чтобы понять, подходит человек или нет, уходит не больше 1-2 месяцев.<BR>У меня есть принцип -- не брать сотрудников с опытом работы в других туристических фирмах. Фактически все обучение лежит на моих плечах, мои сотрудники тоже стараются помогать новичкам. В фирме я пытаюсь создать корпоративную культуру, стараюсь сделать из каждого сотрудника профессионала.<BR>Сейчас я взяла на работу двух выпускниц из разных вузов. На вопрос, что дал им вуз, они ответили, что только общие знания, способность анализировать и принимать решения. Работать они научились на практике.<BR>Я не очень люблю практикантов, так как на практику их присылают в основном весной, когда совершенно не до них. Максимум, что можно им доверить, -- это отправить факс, да и то приходится перепроверять, не напутали ли чего".<BR><BR>Алексей Жуков,<BR>директор департамента по приему и обслуживанию ЗАО "Актис":<BR><BR>"Хотя въездной и внутренний туризм сегодня -- одно из самых перспективных направлений в российской экономике, перед ним стоит множество проблем. Одна из самых насущных -- кадровая. На собеседованиях мне часто приходится видеть претендентов на серьезные должности, лишенных самых необходимых знаний и навыков. К сожалению и для нас, и для них, мы вынуждены отвечать отказом. В то же время наша компания -- и, наверняка, многие другие -- была рада принять для прохождения практики студентов специализированных вузов. Очевидно, что из подобного сотрудничества мы извлекаем двойную выгоду -- не только собственное процветание, но и подготовку квалифицированных кадров. Ведь кадры решают все".<BR><BR><B>Галина</B><BR>Карпова, доктор экономических наук, профессор Петербургского государственного университета экономики и финансов:<BR><BR>"Сейчас создана экспертная группа представителей различных вузов, администрации и министерств образования и экономического развития для разработки стандартов нового поколения в туристическом образовании. Это очень важно. Для того чтобы разработать стратегию развития туризма, мы должны сначала понять, кого мы готовим и для чего. Появились новые направления, которые требуют новых специалистов. Сотрудники туристических фирм приходят из различных сфер, получив богатый жизненный опыт, на практике им не хватает теоретических знаний, так как в основном они не имеют туристического образования. Необходима система непрерывного образования, но на данный момент она методически не отработана.<BR>В Петербурге 40 высших учебных заведений и только пять-шесть средних, готовящих кадры для турбизнеса. Это неправильно, так как сейчас больше востребованы сотрудники среднего уровня. Необходимо больше колледжей, чтобы выпускники приходили на работу, зная, что это такое и чего они хотят".<BR><BR>Валерий Фридман, генеральный директор ООО "Мир":<BR>"Сейчас многие вузы взялись готовить специалистов для туристического бизнеса. Только я не понимаю, какое отношение к туризму имеет технический вуз. Я сам преподаю, читаю курс "Туристическое экскурсионное дело" в Университете культуры. К сожалению, подготовка выпускников слабая. В основном им не хватает практики и разговорного языка. Хотя я взял выпускницу на работу, но до этого она на протяжении 4 лет проходила у меня практику. Разумеется, за это время я успел ее подготовить.<BR>Я считаю, что проблема в том, что преподаватели в вузах на 90% теоретики и только 10% практиков. Удручает и то, что студенты проходят практику только в течение 2-3 недель. Когда я прихожу в аудиторию, студенты меня слушают с открытым ртом, потому что я рассказываю все, как есть на самом деле".<BR>